PaveL | Дата: Четверг, 02.06.2011, 00:25 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
| Для развития международных экономических связей характерно расширение обмена научно-техническими достижениями путем торговли лицензиями причем развитие международной торговли лицензиями, происходит сравнительно более быстрыми темпами, чем торговля обычными товарами. Основными причинами появления торговли лицензиями являются наличие исключительных прав и потребность их реализовать, а также возрастание стоимости научных исследований. Практика многих стран, осуществивших огромный скачок в экономике, технике и технологии, показывает, что на определенном этапе экономического развития значительно целесообразнее производить закупку лицензии и “ноу-хау“. Известно, что средний срок разработки нового товара составляет порядка 60-70 месяцев. Лицензионная инъекция сберегает в среднем 52 месяца и значительные расходы на эксперименты и организацию серийного выпуска. Выгоды от импорта лицензий несомненны : объем по стоимости выпущенных товаров оказывается в 25 раз выше объема лицензионных платежей. Новые технологии дают 40 % прироста производительности труда, тогда как повышение квалификации рабочих – только 15 %. Наиболее важными причинами покупки лицензии являются : необходимость преодоления временного отставания в производстве товаров; невозможность обойти чужой патент; экономия времени.
При покупке лицензии обычно достигается 93-99 %- ный уровень качества, тогда как попытки разрешить проблему самостоятельно обеспечивают лишь уровень 70-80 %. Основными причинами продажи лицензии являются: наличие условий, делающих экспорт готовых товаров невозможным или затруднительным, недостаточный объем собственного производства, высокие таможенные пошлины, правительственное ограничение объема продаж и др.; невозможность получения коммерческой выгоды от продажи оборудования и сырья, необходимых для производства товаров по данной лицензии, многократно превышающей лицензионные поступления.
Торговля лицензиями осуществляется путем подписания лицензионных соглашений, договоров, контрактов. Под понятием лицензионного соглашения подразумевается соглашение, в соответствии с которым одно лицо (лицензиар), являющееся носителем какого-либо исключительного права, выдает разрешение-лицензию другому лицу (лицензиату) за обусловленное вознаграждение и в определенных пределах пользоваться объектом этого права. В настоящее время в качестве предмета лицензионных соглашений выступают: запатентованные изобретения; изобретения, не пользующиеся патентной охраной (в случаях, когда подана заявка, а патента еще нет). “ноу-хау” – незапатентованные технические, коммерческие и организационные знания и опыт, известные ограниченному кругу лиц, обладание которыми дает определенное материальное преимущество; промышленные образцы; товарные знаки.
Лицензионные соглашения в зависимости от предмета соглашений подразделяются на: а) соглашения, объекты которых пользуются правовой охраной (патентные лицензии); б) соглашения, объекты которых не имеют правовой охраны (беспатентные лицензии). Рассматривая вопрос о соотношении в лицензионных соглашениях между патентами и “ноу-хау”, следует отметить, что “ноу-хау” является специфическим объектом лицензирования. О важности «ноу-хау» можно судить по соотношению лицензий, продаваемых японскими фирмами. Лицензии на патенты составляют 20 %, передача патентов вместе с “ноу-хау” 30 %, а 50%- составляют соглашения, имеющие своим предметом исключительно “ноу-хау”. В международной практике используют две группы лицензий : чистые и сопутствующие. Чистые лицензии являются предметом лицензионных соглашений, основное содержание которых заключается в передаче прав на предмет изобретения или “ноу-хау”. Такая продажа может сопровождаться поставками образцов машин и оборудования. Сопутствующие лицензии включаются в общие договоры о поставках продукции, чаще всего комплектного оборудования. В этих случаях отдельные лицензионные соглашения не подписываются и стоимость лицензий может не выделяться из общей цены контракта. В зависимости от объема предоставленных прав лицензионные соглашения делятся на следующие виды: договор о простой лицензии; договор об исключительной лицензии; договор о полной лицензии; договор о сублицензии.
1. Договор о простой лицензии. Лицензиар, разрешая лицензиату использовать предмет соглашения, оставляет за собой право самостоятельно эксплуатировать предмет соглашения и право предоставлять аналогичные по содержанию лицензии третьим лицам. 2. Договор об исключительной лицензии. Лицензиар, разрешая лицензиату использовать в оговоренных пределах предмет соглашения, утрачивает на срок действия договора право выдавать аналогичные по содержанию лицензии третьим лицам и эксплуатировать его самому в установленных для лицензиата границах. Таким образом, первые два вида договоров всегда ограничивают территорию и время действия лицензий. 3. Договор о полной лицензии. Лицензиар предоставляет право лицензиату единолично использовать предмет соглашения. Договор о полной лицензии означает продажу патента, в результате чего лицензиар полностью и бессрочно теряет все права на изобретение. Во внешнеторговых сделках этот вид договора практически не применяется. 4. Договор о сублицензии. Сублицензия – это лицензия, предоставляемая лицензиатом третьим лицам. По содержанию этот вид договора не отличается от простой лицензии
|
|
| |