Сессия

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Тестовый раздел » Правоведение » 7. Общие закономерности происхождения государства. (Формы возникновения. Происхождение права)
7. Общие закономерности происхождения государства.
PaveLДата: Вторник, 21.02.2012, 12:22 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется
Постепенно первобытные коллективистские производствен¬ные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три круп¬ных общественных разделения труда (выделение скотоводства, от¬деление ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена - торговли), а также постепенное совершенство¬вание орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, спе¬циализирующейся на выполнении каких-либо общественно зна¬чимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.
Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет со¬держание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.
Например, в германских племенах во времена Цезаря и Та¬цита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвова¬ли в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V-VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на об¬ширных территориях, положение изменилось. Войны велись те¬перь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной. Увеличивалось число приближенных ко¬роля, среди них выделились служители культа - духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной спе¬циализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что при¬суще государству как воплощению уже не общественной, а госу¬дарственной власти.
Все большее удаление родоплеменных структур от первона¬чального равенства стимулировалось также развивающимся про¬цессом концентрации богатства, его накоплением в узком приви¬легированном слое, что, в конце концов, привело к появлению част¬ной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Вос¬токе), а на их основе - к эксплуатации человека человеком.
Переход от первобытно-общинного строя к государственно-организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни - укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной мест¬ности, соседством. С этого момента территория стала важным фак¬тором в процессе формирования государственности.
Чем отличается государство от органов управления первобыт¬ного общества? Можно указать следующие признаки государства.
1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Пуб¬личная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, ко¬торый отделен от остального общества. Во-первых, он представ¬ляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в обществен¬ном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.
2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания го¬сударственного аппарата необходимы средства.
3. Разделение населения на территории. В отличие от перво¬бытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства на¬селение разделено по признаку проживания на определенной тер¬ритории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным пере¬мещениям людей.
Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций.
1. Государство - единственная организация власти в масшта¬бе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, об¬щественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый чело¬век уже в силу своего рождения устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином или подданным, и об¬ретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государствен¬но-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства.
2. Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. не¬зависимостью от других государств в международных отношени¬ях, так и внутренним - независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим ор¬ганизациям.
3. Наличие специального аппарата принуждения. Только го¬сударство включает такие структуры, как суд, прокуратура, ор¬ганы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государст¬венных решений, в том числе по необходимости и принудитель¬ными средствами.
4. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, поста¬новления и т.п.
Имея в виду указанные признаки государства, следует рассмат¬ривать и основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, для любой исторической эпохи.
Государство возникает как закономерный, объективно обу¬словленный результат естественного развития первобытного об¬щества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и преж¬де всего совершенствование экономики, связанное с ростом про¬изводительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализа¬ция управления, а также изменения в нормативном регулиро¬вании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: эко¬номическое развитие определяет возможность укрупнения об¬щественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Норма¬тивное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию обще¬ственных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое принимает различные формы в зависимости от воз¬никающего способа производства, от получающих господство форм собственности на землю - государственной или частной.
Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло определенного уровня экономического развития, кото¬рый позволяет содержать государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально государства возникают в эпоху брон¬зы, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа.
Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она сохранилась, что в свою очередь опре¬делялось теми конкретными условиями, в которых находилось общественное производство. Так, необходимость ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм соб¬ственности на землю. Это в конечном итоге приводило к факти¬ческому появлению единой государственной собственности, и воз¬никало восточное (азиатское) государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной обработки земли одной се¬мьей и влекло появление частной собственности. Возникало за¬падное (рабовладельческое или феодальное) государство.
Государственный аппарат сформировался из аппарата управ¬ления первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказы¬валась в руках родоплеменной знати, из которой образовывались либо обособленная социальная группа, клан, чиновническо-бюрократическая структура, осуществлявшая эксплуатацию остально¬го общества, либо верхушка господствующего класса, также экс¬плуатировавшая вместе с этим классом остальную часть общества.
Основными причинами появления государства были следую¬щие:
- необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отрас¬лей, разделением труда, изменением условий распределения об¬щественного продукта, обособлением социальных структур, их ук¬рупнением, ростом численности населения, проживающего на оп¬ределенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;
- необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно про¬являлось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъ¬емников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;
- необходимость подавления сопротивления эксплуатиру¬емых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем - к появлению соци¬альных антагонизмов и сопротивления той части общества, кото¬рая подвергалась эксплуатации;
- необходимость поддержания в обществе порядка, обеспе¬чивающего функционирование общественного производства, со¬циальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопо¬рядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарож¬дающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;
- необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных бо¬гатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобыт¬ное общество. Поэтому появление какого-либо государства неиз¬бежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демо¬графических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин. Так, для большинства восточ¬ных государств наибольшее значение имела необходимость совер¬шенствования управления и организации крупных общественных работ. Для возникновения Афинского и Римского государств зна¬чительно большую роль сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления эксплуатируемых классов.
Право формировалось одновременно и параллельно с государ¬ством (а в определенном смысле и раньше государства). Их воз¬никновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию пра¬вовой системы, и наоборот.
Господствующая в обществе форма собственности на основные средства производства самым существенным образом влияет на характер и содержание появляющихся государств и правовых сис¬тем. Так, частная собственность делает необходимым создание ме¬ханизмов, обеспечивающих согласование интересов и воли собст¬венников. Отсюда республиканские формы правления и развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фак¬тически государственная форма собственности на землю при об¬щинном землепользовании в Китае, Индии и других азиатских государствах влекла возникновение деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняли нравственно-религиоз¬ные догмы и правовые обычаи. Государственная собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами общест¬венной элиты в Спарте, привела к существованию там аристокра¬тической республики.
 
Форум » Тестовый раздел » Правоведение » 7. Общие закономерности происхождения государства. (Формы возникновения. Происхождение права)
Страница 1 из 11
Поиск: