Сессия

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » Политология » 4. Политические системы и политические режимы
4. Политические системы и политические режимы
PaveLДата: Среда, 24.12.2008, 23:08 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ
И ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

План
1. Политическая система, ее сущность, структура, содержание, функции.
2. Типы политических систем.
3. Политические режимы:
а) тоталитарный политический режим;
б) авторитарный политический режим;
в) демократический политический режим.

1. Политическая система, ее сущность, структура, содержание, функции

Термин «политическая система» имеет два значения:
1. Политическая система – это любое политическое явление, рассмотренное как совокупность взаимосвязанных элементов, с точки зрения системного подхода. Политической системой может быть государство, партия, политическая культура и т.п.
2. Политическая система – это механизм формирования и функционирования политической власти в обществе.
В данном случае термин «политическая система» будет использоваться в его втором значении.
Основными компонентами политической системы являются:
1) институциональный (государство, политические партии, социально-экономические и другие общественные организации, СМИ, церковь, образующие в совокупности политическую организацию общества);
2) нормативно-регулятивный – политические и правовые нормы, существующие и действующие в виде конституций, уставов и программ партий, политических традиций и процедур, регулирующих политическую жизнь;
3) функциональный (формы и направления политической деятельности, различные политические процессы, способы и методы осуществления власти);
4) информационно-коммуникативный, охватывающий всевозможные формы взаимодействий как внутри политической системы, например, между партиями и государством, так и между политической и экономической подсистемами, а также между политической системами разных стран;
5) политического сознания (идеология, политическая психология, политическая социализация личности).
Функции политической системы – это, по существу, функции политики. Они были рассмотрены в предыдущей лекции. При более подробном анализе этих функций можно опереться на идеи американского политолога Г. Алмонда. Вслед за Д. Истоном он разделил функции политической системы на функции при «входе» и при «выходе», однако при этом уточнил их содержание и распределил их между различными элементами политической системы.
«Входные функции» осуществляют негосударственные организации: политические партии, независимые СМИ, группы интересов. К функциям на «входе» относятся:
- политическая социализация – процесс освоения политики как особой сферы деятельности;
- политическое рекрутирование – заполнение ролей в политической системе (выборщик, депутат, министр, президент и т.п.);
- артикулирование интересов – выражение интересов различных слоев населения; этим заняты группы интересов;
- агрегирование интересов – обобщение, систематизация интересов, оформление их в заявления, программы, законодательные инициативы; эту функцию выполняют, в основном, политические партии;
- политическая коммуникация – обеспечение связи, обмена информацией между элементами политической системы и средой, т.е. обществом в целом; этим, прежде всего, заняты СМИ.
«Выходные функции» осуществляют государственные структуры; это следующие функции:
- нормотворчество – выработка законов, общих целей и стратегии их достижения;
- применение правил и норм;
- контроль над соблюдением правил и норм;
Две последние функции выражаются в повседневной практической деятельности государства по реализации общих целей и обеспечению должного порядка.
Объектами управления политической системы являются общество и его сферы, отрасли экономики и культуры, регионы, социальные общности, а также процессы их развития. Для этого политической системой осуществляются основные функции управленческого цикла: обрабатывается и используется информация, делаются прогнозы, составляются планы, принимаются и реализуются постановления, решаются кадровые вопросы, осуществляется контроль.
Эффективность политической системы определяется успешным выполнением ею своих функций, когда она способствует интеграции и развитию общества.

2. Типы политических систем

Многообразие конкретных обществ предопределяет многообразие их политических систем. Нет двух реальных политических систем, полностью совпадающих друг с другом. Однако у них имеются общие черты, что позволяет эти конкретные политические системы описывать, сравнивать, классифицировать с помощью различных типологий политических систем.
Тип политической системы – это идеальная теоретическая модель, где представлены в обобщенном виде какие-то важные для исследователя свойства политических систем.
Типология политических систем имеет разные критерии и подходы, поэтому отличается многообразием. В качестве критериев могут выступать: характер общественного строя, политический режим, форма государства, господствующая в обществе идеология, географическая, национальная, религиозная, принадлежность и др.
Марксисты опирались на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры. Соответственно в историческом плане выделяли рабовладельческую, феодальную, буржуазную и социалистическую политические системы.
В зависимости от культуры общества, которая отражена в формах организации власти, говорят об англо-американском, континентально-европейском (отличающемся сильной ролью государства), восточно-азиатском (отличающемся определенной совокупностью политических норм, основанных на морали и философии конфуцианства) и т.п. типах политической системы.
Политологи нередко осуществляют типологизацию политических систем, которая основывается на таких ее признаках, как соотношение различных ветвей и институтов власти и территориальное устройство государства. В соответствии с первым признаком современные политические системы делятся на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские, президентские). Согласно второму признаку политические системы дифференцируются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Широкую известность получила типология современных политических систем, базирующихся на учете практики формирования правительства политическими партиями. При таком подходе выделяются однопартийные, двухпартийные и многопартийные политические системы.
В зависимости от степени развитости различают политические системы традиционные и модернизированные. Для первых характерны устаревшие принципы организации общества, неразвитость гражданского общества, форм политического поведения, консерватизм в осуществлении назревших структурных изменений. Традиционные системы отличаются также слабой дифференцированностью политических ролей, харизматическим способом обновления власти. Модернизированные системы современности, наоборот, провозглашают в качестве своей основной цели модернизацию важнейших экономических и социальных организаций и учреждений. При этом ставятся задачи по сглаживанию глубоких социальных контрастов, противоречий между элитой и массами.
Близки к модернизированным системам системы трансформирующиеся. Такие системы динамичны, ориентированы на проведение реформ. Исходя из этого, современную Россию можно отнести к политической системе трансформирующегося типа.
Упрощенным вариантом предыдущей типологии является типология, когда говорят о таких двух типах политической системы, как тип политической системы традиционного (рабовладельческого, феодального, раннекапиталистического) и современного общества. Если политическая система традиционного общества сравнительно проста, то политическая система современного общества отличается дифференцированностью, многообразием элементов и связей между ними.
Политические системы бывают открытыми, имеющими динамичную структуру и широкое взаимодействие с обществом в целом, и закрытыми – с жестоко фиксированной структурой и слабыми контактами с внешним окружением, они не поддаются влиянию извне, слабо реагируют на сигналы социальной среды. Закрытые политические системы характерны для развивающихся стран.
В зависимости от централизации власти выделяют централизованную и децентрализованную политические системы. В демократических системах власть разделена и рассредоточена, децентрализована, в автократических – централизована, сконцентрирована в руках одного субъекта.
На основе использования разных критериев исследователями выделяется также конкурентная, полуконкурентная, авторитарная, диктаторская, олигархическая, косвенно-представительная, прямая представительная и др. системы.
Возможны и другие типологии политических систем.
Однако наиболее известна типология по политическому режиму. В соответствии с этим выделяют тоталитарные, авторитарные, демократические политические системы.

3. Политические режимы

Политический режим – функциональный аспект политической системы. Политический режим характеризуется методами, способами осуществления власти.
Существует множество типологий политических режимов. Первые попытки в этом направлении были сделаны еще в период античности (Сократ, Платон, Аристотель). Наиболее распространена на сегодняшний день классификация, когда выделяются следующие политические режимы:
а) тоталитарный;
б) авторитарный;
в) демократический.
Выделяются также различные промежуточные типы, например, авторитарно-демократический режим. Иногда говорят о разновидностях режимов. Так, разновидностью демократического режима является либерально-демократический или либеральный режим.

Тоталитарный политический режим
Термин «тоталитаризм» (от лат. totalitas – полнота, цельность, totalis – весь, полный, целый) в политический лексикон ввел в 1925 году Муссолини для характеристики своего режима (в позитивном смысле). В конце
20-х гг. о тоталитаризме стали говорить в либерально-демократических странах как о негативном политическом явлении.
Характеристика тоталитарного режима вызывает сложности, ибо здесь речь идет не только об изменении в политической системе, но и психологическом перерождении всего общества.
В литературе выделяют следующие основные черты тоталитарного режима:
1. Признание руководящей роли одной партии и осуществление ее диктатуры;
2. Господство одной официальной идеологии в духовной сфере и принудительное навязывание ее всем членам общества;
3. Существование всеобщего контроля над поведением индивидов и применение репрессивных методов;
4. Всеобщий контроль над СМИ;
5. Централизованное управление экономикой.
Концепции о тотальной управляемости общества, о превращении его в нечто цельное, где индивид полностью растворен в нем, существуют более 2 тысяч лет. С подобными концепциями выступали Платон, Т. Мор, Кампанелла и др. В этих духовных истоках тоталитаризма лежит стремление реализовать некую социальную утопию, но это еще не тоталитаризм. Для тоталитаризма важно провозглашение утопии в качестве абсолютной истины и подавление при этом всякого инакомыслия.
Как реальный политический режим тоталитаризм возник в XX веке. Исследователи выделяют три вида тоталитарного политического режима:
1) коммунизм;
2) фашизм;
3) национал-социализм.
Коммунистический тоталитаризм в большей степени, чем другие, выражает сущность тоталитаризма, ибо, уничтожая частную собственность, он добивается абсолютной власти над личностью.
Классическая форма фашизма – итальянский фашизм. Фашизм претендует на очищение народной души, обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической, «почвенной» основе, стремится к ликвидации массовой преступности.
Национал-социализм (Германия, 1933-1945 гг.) имеет родство с фашизмом, но имеет много общего и с советским коммунизмом: социалистические моменты в организации экономики и общества в целом. Интересно, что и в национал-социалистической Германии, и в Советском Союзе было принято обращение «товарищ».
Можно говорить и о тоталитарных теократических режимах. Примером являлся режим талибов в Афганистане, политический режим в Иране при аятолле Хомейни.
Тоталитаризм опирается не только на насилие, в определенные периоды своего существования тоталитарные режимы достаточно легитимны. Это вызвано следующими моментами:
1. Культ харизматических личностей (Сталин, Муссолини, Гитлер).
2. Наличие привилегий у определенных групп лиц. Например, в СССР при Сталине в привилегированном положении находились ученые, военные, рабочие высокой квалификации и др.
3. Осуществление массовой восходящей социальной мобильности. Это достигалось устранением старой элиты, место которой занимали выходцы из низов, а также прогрессивным изменением социально-профессиональной структуры. Так, вследствие индустриализации миллионы крестьян в Советском Союзе стали рабочими, многие выходцы из рабочих и крестьян, получив образование, пополнили интеллигенцию.
4. Тоталитарный режим придавал жизни личности большую надличностную цель, наделял ее высоким смыслом жизни. Период существования тоталитарного режима был своего рода героическим периодом.
5. Этот режим, лишив личность свободы, обеспечил устойчивость и гарантии ее существования;
6. Достигалась психологическая комфортность путем снятия с личности ответственности за происходящее в обществе и ответственности за свою судьбу.
Тоталитаризм не есть некое случайное явление. Это определенный, но тупиковый способ разрешения социальных противоречий.

Авторитарный политический режим
Авторитарному (от лат. autoritas – власть, влияние) политическому режиму присущи следующие черты:
1. Автократия (от греч. autokrateia) – самодержавие, монархия, самовластие или небольшое число носителей власти (тирания, хунта, олигархическая группа).
2. Неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких кругов населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы принудить при необходимости граждан к повиновению.
4. Монополизация власти в политике, недопущение политической оппозиции и конкуренции.
5. Рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не на основе конкурентной политической борьбы.
6. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в неполитические сферы, прежде всего, в экономику.
Исходя из перечисленных признаков, можно дать следующую интегральную характеристику данного режима: авторитарный политический режим – неограниченная власть одного или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономность личности в неполитических сферах.
Авторитарные политические режимы очень разнообразны: монархии, диктаторские режимы, военные хунты и др. Большую часть политического периода своего существования человечество прожило в условиях авторитарных режимов. И в настоящее время значительное число государств, особенно молодых, существует при авторитарном политическом режиме.

Демократический политический режим
Понятие демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) впервые употреблено историком Геродотом (V в. до н.э.). Оно широко использовалось позднее Платоном, Аристотелем.
Существует множество определений демократии, ее концепций. Широко известна следующая характеристика демократии, данная А.Линкольном: «Правление народа посредством народа и для народа» (Governement of the peopl, by the people, for the peopl).
В настоящее время демократию рассматривают:
1) как форму устройства любой организации, как принцип взаимоотношений, основанный на равноправии, выборности, принятии решения большинством;
2) как идеал общественного устройства, основанный на свободе, правах человека, гарантии прав меньшинства, народном суверенитете, гласности, плюрализме;
3) как тип политического режима.
Минимальными признаками демократического политического режима являются:
1) юридическое признание и институциональное выражение суверенитета власти народа;
2) периодическая выборность органов власти;
3) равенство прав граждан на участие в управлении государством;
4) принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.
Здесь названы именно минимальные признаки демократических политических режимов. Они при описании реально существующих режимов, которые представляют собой зрелые демократии, уточняются и дополняются. Для описания политических режимов исследователи говорят о разных видах демократии, используют различные модели (типы демократии). Так выделяются:
1. Индивидуалистическая модель демократии: здесь народ рассматривается как совокупность автономных личностей. Считается, что главным в демократии является обеспечение индивидуальной свободы.
2. Групповая (плюралистическая) – здесь непосредственным источником власти считается группа. Власть народа – это равнодействующая от групповых интересов.
3. Коллективистская. В этой модели отрицается автономность личности, народ выступает как нечто единое, власть большинства абсолютна. Эта демократия носит тоталитарные, деспотические черты.
Различают также следующие виды демократии:
1. Прямая. Здесь власть народа выражается через решения, принимаемые непосредственно всем населением. Примером могут быть военная демократия, когда решения принимались всеми мужчинами-воинами, афинская демократия, вече в средневековых республиках Пскова и Новгорода и др.
2. Плебисцитарная. В данном случае народ выражает свою волю по особо важным вопросам через плебисциты – референдумы.
3. Представительная (репрезентативная). Этот вид демократии характеризуется выражением воли народа через его представителей, которые принимают решения, собираясь в форме парламента, совета и т.п.
В зависимости от характера равенства членов общества различают демократию:
а) политическую, где имеется только формальное равенство, равенство прав для участия в управлении обществом;
б) социальную, здесь имеет место равенство реальных возможностей для участия в управлении. Эта демократия требует сознательного выравнивания условий жизни людей, помощь социально слабым индивидам.
В зависимости от характера взаимоотношений меньшинства и большинства выделяют:
а) деспотическую демократию – здесь имеет место полное подчинение меньшинства большинством;
б) тоталитарную – это крайняя степень деспотической демократии, когда отдельная личность полностью, во всех сферах жизнедеятельности лишена индивидуальной свободы;
в) конституционную – в данном случае власть большинства ограничена законом, что обеспечивает автономию и свободу меньшинства, в том числе и отдельной личности.
В истории человечества существовало множество демократических политических режимов. Часто говорят о таких исторических типах демократии как:
- античная (афинская демократия, Римская республика и др.);
- средневековая (города-республики в Италии, Северной Германии, России);
- современная.
В исследовании демократии следует различать нормативный подход (с позиций идеала) и эмпирический (изучение реально существующих демократических процедур). Рассуждая с позиций идеала, следует сказать, что он нигде в полной мере не осуществлен, что «чистой демократии» нигде нет, в то же время мы вполне можем говорить о демократичности того или иного режима как присутствии в нем, пусть не в полной мере, черт этого идеала.
Демократию мы можем рассматривать в двух аспектах:
1) в содержательном, ценностном аспектах, с точки зрения того, в какой мере народ способен осуществлять свою волю, реализовывать свои интересы;
2) в процедурном аспекте. Здесь демократия есть не что иное, как процедура конкурентного формирования органов власти, т.е. через свободные выборы борющихся за голоса избирателей политических партий, кандидатов.
Но это процедура как форма должна служить содержанию, а именно реализации интересов населения страны. Если же в результате демократической процедуры положение большинства населения ухудшилось, то это свидетельствует о том, что общество еще не готово в полной мере к демократии как политическому режиму.
Для установления демократического политического режима необходим ряд условий.
Экономические условия:
- высокий уровень индустриального и экономического развития в целом;
- высокая степень урбанизации;
- развитость массовых коммуникаций;
- рыночная конкурентная экономика;
- плюрализм форм собственности.
Социальные условия:
- относительно высокий уровень благосостояния населения.
Еще Ксенофонт в Древней Греции отмечал: «Когда в правлении участвуют рабы и нищие», то они, «нуждаясь в драхме, готовы за драхму продать государство». Современные исследователи отмечают, что там, где ВНП на душу населения составляет меньше 1 тыс. долларов, шансы на сохранение демократического режима крайне слабы, при ВНП на душу населения 6 тыс. долларов – они прекрасные. Согласно опросу, проведенному в 2002 году, 57% населения Украины готово жить в тоталитарном государстве с высоким уровнем жизни и только 14,8% – в демократическом государстве с более низким уровнем жизни;
- сглаживание социального неравенства;
- наличие многочисленного и влиятельного среднего класса и др.
Политические условия:
- развитое гражданское общество;
- стабильность политической власти;
- политический плюрализм (многопартийность).
Культурные условия:
- достаточно высокий уровень образованности населения;
- наличие у населения потребности и навыков в управлении обществом;
- демократические традиции и др.
Внешнеполитические условия:
- стабильные и дружеские отношения с другими государствами;
- отсутствие военной угрозы и др.
Исследователи, анализируя процесс установления демократических политических режимов в различных странах мира, выделяют три волны демократизации:
1) 1828-1926 гг.;
2) 1943-1964 гг.;
3) 1976 – по настоящее время.
В промежутке были откатные волны. Сейчас насчитывается от 76 до 117 демократических политических режимов (в зависимости от методики подсчета). Некоторые исследователи считают, что к демократическим можно отнести лишь 4-5% стран. Кроме реальных демократических режимов существуют и псевдодемократии:
- электоральная демократия (наличие выборов органов власти при подавлении прав и свобод граждан). Примером является политический режим в современной Турции;
- полудемократия (отсутствует реальная политическая конкуренция, но в отличие от авторитарных режимов нет запрета на политическую оппозицию). Примером может быть современный Казахстан.
К демократическому политическому режиму надо подходить с эволюционных позиций, рассматривая нарастание или уменьшение элементов демократизма. Здесь не годится утверждение «Демократия или есть, или её нет». Демократии может быть больше или меньше.

 
Форум » Тестовый раздел » Политология » 4. Политические системы и политические режимы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: