Сессия

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Тестовый раздел » Политология » 6. Государство и гражданское общество
6. Государство и гражданское общество
PaveLДата: Среда, 24.12.2008, 23:10 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
Тема 6. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

План
1. Государство, его сущность и место в политической системе.
2. Происхождение государства и его исторические типы.
3. Формы государства.
4. Функции государства, механизм их реализации.
5. Проблемы разделения властей.
6. Особенности современного российского государства.
7. Правовое государство и гражданское общество.

1. Государство, его сущность и место в политической системе

Термин «государство» имеет разные значения:
1. Государство – это отдельная страна, конкретное общество в единстве всех его элементов (Россия, Франция, Украина и др.).
2. Государство – элемент политический системы, совокупность учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории.
В данном случае «государство» будет рассматриваться в его втором значении, как элемент политической системы.
В отечественной политической мысли советского периода в трактовке государства акцент делался на том, что оно является органом господствующего класса, служащим защите интересов последнего. В настоящее время государство рассматривается, прежде всего, как организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, решение общих задач.
В качестве признаков государства выделяют:
1. Наличие публичной власти, то есть власти, не совпадающей с населением, представленной совокупностью особых организаций, особых групп населения. Государство представляет собой совокупность учреждений, где различается:
а) блок управления;
б) блок защиты и принуждения.
Первобытное общество было основано на самоуправлении, когда не было специального органа управления, и власть осуществлялась всем населением, чаще всего его мужской частью, власть совпадала с населением.
2. Территориальный принцип управления. До появления государства управление велось по родоплеменному принципу.
3. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В обществе много властей – экономическая, семейная, партийная и др., но государственная власть – высшая власть.
4. Монополия на легальное применение силы. Только государство имеет законное право применять насилие для защиты общества, обеспечения правопорядка. Насилие, осуществляемое другими элементами общества, даже насилие, казалось бы, с благими целями (наказание преступника), незаконно.
5. Право на взимание налогов с населения.
Государство является главным элементом политической системы, за обладание которым борются все субъекты политики. Овладев государством, они получают власть над обществом в целом.

2. Происхождение государства и его исторические типы

Государство существовало не всегда. В первобытнообщинном обществе его не было. Появлению государства способствовали следующие факторы:
1. Развитие общественного разделения труда, выделение управленческого труда в особую отрасль и с целью повышения его эффективности образование специального органа.
2. Разделение общества на противоборствующие классы и появление в связи с этим необходимости в специальном органе, который бы удерживал их противоборство в определенных рамках, обеспечивая тем самым целостность общества.
3. Демографические факторы, а именно: рост численности и плотности населения, переход его от кочевого к оседлому образу жизни. Это вызвало потребность в новых, более совершенных формах управления.
В теориях происхождения государства называются и другие факторы, оказавшие в той или иной мере влияние на формирование государства:
4. Психологические факторы:
а) рациональные (Дж. Локк) – люди пришли к идее государства в результате интеллектуального поиска лучших форм управления;
б) эмоциональные (Т.Гоббс) – к образованию государства привел страх перед произволом других людей.
Роль психологических факторов особо подчеркивается в контрактных теориях государства (например, в теории «общественного договора»).
5. Фактор насилия. Государство образовано вследствие завоевания одного народа другим.
Все эти факторы имели место в истории, но в зависимости от конкретно-исторических условий становления того или иного государства роль их была различной, различным было их сочетание.
В ходе истории государство менялось, вследствие чего можно выделить исторические типы государства. В марксистской традиции исторические типы государства выделялись в соответствии с типами общественно-экономических формаций, т.е. говорилось о рабовладельческом, феодальном, буржуазном, социалистическом государстве. В настоящее время используют деление на традиционный тип государства (исторически первый) и конституционный. Если традиционное государство не ограничено в своих действиях каким-либо формальным, правовым законом, то конституционное государство действует в рамках конституции.

3. Формы государства

Под формой государства понимают способ организации и осуществления государственной власти. Различают:
1) форму правления;
2) форму государственного устройства;
3) политический режим.
Если первые две формы характеризуют структурную сторону государства, то третья – функциональную.
Форма правления определяется тем, как организуется верховная власть, каков ее источник (выбирается она или передается по наследству и т.п.), каковы принципы ее взаимоотношения с населением (регулируется она в соответствии с законом или нет). Выделяются две основные формы правления:
1. Монархия: власть передается по наследству. Монархия, в свою очередь, подразделяется на абсолютную монархию и конституционную (последняя в отличие от первой действует в рамках закона – конституции).
2. Республика: верховная власть избирается. Республика может быть парламентской (основная власть сконцентрирована в руках парламента) и президентской (основные властные полномочия принадлежат президенту).
Форма государственного устройства определяется территориальной организацией государственной власти, взаимоотношением частей государства, мерой автономии частей по отношению к целому. Здесь выделяются:
1. Унитарное государство. В нём отдельные регионы обладают незначительной автономией по отношению к центру. Примерами унитарных государств являются Франция, Польша, Беларусь и др.
2. Федеративное государство. Для него характерны: значительная автономия регионов, а значит и относительная независимость региональных властей от центра, наличие особого регионального законодательства (Россия, США, ФРГ, Индия и др.).
Иногда говорят о конфедерации, но это неустойчивое объединение государств с предельно широкой автономией входящих в нее регионов, как правило, кратковременное. В 1958-1961 гг. существовала Объединенная арабская республика, представляющая союз Египта и Сирии: она имела ряд общих органов управления, но в целом каждый структурный элемент этого объединения обладал значительной автономией, несравненно большей, нежели в федеративном государстве. В конечном итоге этот союз распался. Примером конфедерации является союз России и Беларуси. Однако есть основание надеяться, что этот союз от конфедерации перейдет к федерации, к усилению единства.
Политический режим определяется методами осуществления власти, степенью свобод граждан (о чем говорилось в предыдущем разделе).

4. Функции государства, механизм их реализации

Место и роль государства в политической системе и обществе во многом определяется его функциями. Они делятся на внутренние и внешние.
К внутренним функциям государства относятся:
1) защита существующего социально-экономического и политического строя;
2) регулирование взаимоотношений между различными социальными группами (социально-классовыми, этническими, религиозными, профессиональными, демографическими, территориальными и др.);
3) регулирование экономической жизни;
4) обеспечение законности и правопорядка;
5) культурно-воспитательная функция;
6) регулирование взаимоотношений общества с природой и др.
Внешними функциями государства являются:
1) защита интересов страны на международной арене;
2) защита суверенитета и территории;
3) укрепление обороны и обеспечение государственной безопасности;
4) поддержание взаимовыгодных отношений и развитие сотрудничества с другими странами;
5) участие в международном разделении труда;
6) участие в решении глобальных проблем и др.
Для осуществления указанных функций государство формирует совокупность организаций, которые представляют собой государственный механизм, включающий в настоящее время следующие элементы:
1) представительные органы государственной власти. Их легитимность определяется тем, что они формируются прямым волеизъявлением граждан. Различают несколько уровней этих органов: от высших до местных;
2) исполнительно-распорядительные органы. Их назначение – непосредственное управление государственными делами, включающее в себя исполнительскую (осуществление указаний представительных органов) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий). Эти органы могут быть различных уровней;
3) органы судебной власти;
4) органы прокуратуры;
5) органы государственного контроля;
6) органы охраны общественного порядка;
7) органы государственной безопасности;
8) вооруженные силы.

5. Проблемы разделения власти

В обществе существует много видов власти. Если говорить о политической власти, то государственная власть – ее главный элемент. В средние века с нею соперничала власть церкви. В самом государстве также довольно рано происходило разделение власти. Прежде всего, нужно отметить разделение полномочий на центральном и местном (региональном) уровнях.
Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, взаимоконтролируемых властей появились в XVII веке. В современном виде концепция разделения власти на 3 вида (законодательную, исполнительную, судебную) была представлена Ш. Монтескье в 18-м веке. Принцип разделения власти осуществлен в настоящее время повсеместно. Так, в статье 10-й Конституции РФ записано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В Конституции РФ закреплено верховенство выборной законодательной власти, которая, однако, действует в рамках Конституции. К функциям законодательной власти относится принятие законов, утверждение бюджета и др.
Целесообразность разделения власти обусловливается:
во-первых, необходимостью, четкого определения функций, компетентности и ответственности каждой ветви власти;
во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры;
в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти;
в-четвертых, необходимостью создания механизмов сдержек и противовесов в осуществлении властных функций.
Отношения между властями всегда в той или иной мере конфликтны. Важно, чтобы эти конфликты протекали в мирных формах. Примером вооруженного противостояния ветвей власти являются события в октябре 1993 года в России, когда законодательная власть в лице Верховного Совета РФ вступила в конфликт с исполнительной властью в лице президента.
Конфликты между исполнительной и представительной властью существуют и в настоящее время. Так, законы, принятые Федеральным со-бранием, часто не подписываются президентом, Для разрешения конфликта создаются согласительные комиссии, в ходе работы которых противоречия сглаживаются. Затем закон вновь выносится на обсуждение Федерального собранием. В любом случае, если за закон проголосует более 2/3 депутатов, то вето президента преодолевается. Это примеры мирного, цивилизованного пути разрешения конфликтов.
На сегодняшний день исследователи, говоря о разделении власти в России, отмечают сравнительную слабость законодательной власти, отсутствие достаточного контроля над исполнительной властью в лице президента, инертность судебной власти, особенно Конституционного суда. Достаточно остро стоит вопрос и о распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями власти.

6. Особенности современного российского государства

К высшим органам государственной власти в России относятся:
1. Президент Российской Федерации – глава государства. Он наряду с исполнительной властью осуществляет и власть законодательную: законы, принятые российским парламентом, обязательно должны быть утверждены президентом;
2. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – представительный и законодательный орган государства. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации выражает интересы субъектов Федерации, в него входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного и исполнительного органа власти.
От Белгородской области в Совет Федерации входят Н. И. Рыжков (от исполнительной власти) и В.Н. Мошкович (от законодательной власти вместо Г.Г. Голикова, избранного депутатом Государственной Думы). Н.И. Рыжков бывший Председатель Совета министров СССР, дважды избирался депутатом в ГД РФ от Белгородского избирательного округа. В.Н. Мошкович – бывший генеральный директор групп компаний «Русагро», сделавший много полезного для Белгородской области.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается населением. Председателем Государственной Думы является лидер партии «Единая Россия» Б.В. Грызлов. В нынешней думе 45 женщин, на 10 больше, чем в предыдущей думе. 273 депутата до избрания занимали должности в органах государственной власти. Из них 205 были депутатами ГД, 32 – депутатами региональных парламентов.
От Белгородской области депутатами по одномандантым округам являются Г.Г. Голиков (от Белгородского округа) и А.В. Скоч (от Новооскольского округа).
3. Правительство Российской Федерации – исполнительный орган государства. Оно подчиняется как президенту, так и Федеральному Собранию РФ.
4. Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд – органы судебной власти.
Конституция РФ четко определяет, что наше государство – это республика. Российскую Федерацию можно определить как республику смешанного типа – парламентско-президентского, так как правительство подотчетно одновременно и парламенту, и президенту.
Российская Федерация состоит из более чем 80 государственных образований: республик, краев, областей, автономной области, автономных округов и двух городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга. Эти государственные образования называются субъектами Федерации. Число субъектов Федерации будет сокращаться в силу слияния ряда из них: на сегодняшний день речь идет о вхождении нескольких автономных округов в более крупные образования (края, области). 32 субъекта Федерации построены по национальному признаку, но лишь в 7 их национально-территориальных образований «титульная нация» составляет большинство. Субъекты Федерации, по Конституции, равноправны, они создают свои представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти, вправе устанавливать свои государственные языки при том, что государственным языком на всей ее территории является русский язык. Субъекты Федерации имеют свое законодательство, которое, однако, не должно противоречить федеральным законам. Так, в субъектах Федерации различны нормы избирательных законов, законов, регулирующих налогообложение и т.п.
Высшим законодательным органом Белгородской области является областная дума, которая состоит из 35 депутатов. Областная дума была образована в мае 1994 года. За истекшее время она приняла более 400 законов, регулирующих отношения в различных сферах жизни региона. Высшее должное лицо области – губернатор (в настоящее время Е.С. Савченко), ему принадлежит высшая исполнительная власть, одновременно он осуществляет и законодательную власть, утверждая законы, издаваемые областной думой. (В других субъектах Федерации высшим должностным лицом может быть президент (в республиках), глава администрации и др.) Исполнительная власть осуществляется администрацией и правительством Белгородской области.
Наряду с государственным управлением в Российской Федерации действует местное управление (самоуправление). Местное (муниципальное) самоуправление – это самоорганизация деятельности местного территориального сообщества для самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. В соответствии с новым законодательством выделяются два уровня субъектов местного самоуправления. Но первом «низовом» уровне – это сельские и городские поселения. Сельские поселения включают в себя одни или несколько населенных пунктов. При высокой плотности населения общая численность должна быть более 3 тыс. человек, при низкой – не менее 1 тыс. человек. Предполагается, что территория должна быть в пределах суточной пошаговой доступности: расстояние между крайними точками не должно превышать 40 км. Городские поселения включают в себя один город или поселок плюс прилегающие территории – сельские населенные пункты не являющиеся самостоятельными образованьями. На втором «верхнем» уровне находятся городские и муниципальные округа. Городской округ должен включать в себя не менее 100 тысяч населения. Это отдельный город или его часть. Муниципальный район включает в себя городские и сельские поселения на территории, размеры которой предполагают транспортную доступность в течение дня из одной крайней точки в другую.

Правовое государство и гражданское общество

Для нормального и плодотворного функционирования государства в обществе оно должно быть контролируемо со стороны населения, лишь в этом случае государство станет правовым. Правовое государство – это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Как полагают исследователи и подтверждает практика, правовое государство неразрывно связано с гражданским обществом.
Гражданское общество представляет собой систему негосударственного социального самоуправления организованных групп населения . Под гражданским обществом понимается определенное качество населения страны, а именно, его способность к самоорганизации, самоуправлению и контролю над государством. Если в стране не развито гражданское общество, то импульсы управления страной исходят исключительно от государства, оно является единственным и полновластным «хозяином» в стране и, будучи бесконтрольным, часто действует во вред обществу в целом, допускает произвол, не соблюдает законов. При отсутствии противодействия государству со стороны общества обычно начинается процесс его деградации.
Для того, чтобы государство стало правовым, население должно стать гражданским обществом. Это означает способность людей через различные общественные организации и политические партии влиять на государственный аппарат и направлять его деятельность в соответствии со своими интересами. Здесь крайне велика роль независимых СМИ, держащих под постоянным наблюдением государственный аппарат, отдельных чиновников, критикующих их за ошибки и злоупотребления властью. Население должно также научиться самостоятельно решать различные проблемы в области экономики, образования, здравоохранения, жилищного хозяйства, создавая для этого многочисленные ассоциации, комитеты взаимопомощи, товарищества и т.п. Таким образом, чтобы население стало гражданским обществом, оно должно быть структурировано в различные ассоциации, способные к воздействию как на население, другие подобные ассоциации, так и на государство. Разумеется, гражданское общество требует граждански активных людей, не замыкающихся в кругу своей семьи, а стремящихся участвовать в решении социально значимых проблем на производстве, по месту жительства, в регионе, в стране в целом.
Становление гражданского общества имеет свою историю. Ряд исследователей видят его еще в древних цивилизациях Междуречья, то есть за несколько тысячелетий до нашей эры. Там гражданское общество проявляло себя в виде самоуправления городских и сельских общин . Высокой гражданской активностью отличалось население ряда античных демократий. Не случайно слово «идеотоес» в переводе с греческого языка означает «частное лицо»: всякий, кто сторонился общественной жизни и предпочитал жить частным лицом, казался грекам чудаком и даже дураком, одним словом – идиотом. Но в управлении обществом участвовали только его небольшая часть: только свободные граждане и только мужчины. Античные демократии являли собой пример скорее прямой, нежели представительной демократии. Гражданское общество в современном его понимании стало формироваться в Европе в позднем средневековье в связи с ростом городов и укреплением третьего сословия, противостоящего власти феодала. Процесс становления гражданского общества протекал там в течение нескольких столетий без серьезных препятствий и срывов. В России же он тормозился отсутствием конституции, сдерживающей власть самодержавного монарха. В экономическом плане становлению гражданское общества мешало наличие крепостного права, низкий жизненный уровень населения. Во второй половине XIX века после отмены крепостного права и вследствие других законодательных мер формирование гражданского общества в России ускорилось, но после Октябрьской революции 1917 года и последовавшим за ней установлением тоталитарного политического режима этот процесс был прерван. Тоталитарные режим стремился к атомизации личности, подавлению ее самостоятельности, разрушал все не инициированные сверху формы самоорганизации людей, подавлял всякие попытки критики власти. Формирование гражданского общества возобновилось по существу лишь в конце 80-х годов прошлого века.
За истекшие 10-15 лет в плане формирования гражданского общества в России произошли серьезные сдвиги, но и на сегодняшний день эта задача остаётся крайне актуальной. Для функционирования гражданского общества необходим достаточно представительный средний класс. Если в странах Запада он составляет примерно 2/3 общества, то в России не более 15-20%. Обнищавшее население, борющееся за элементарное выживание, отчуждено от политической жизни. Оно еще не имеет ни достаточных навыков, ни желания в отношении самоорганизации, самоуправления, контроля над государством, что во многом объясняет часто встречающийся произвол со стороны различных звеньев государственного аппарата. Хотя в 1-й статье Конституции РФ отмечается, что «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство…», о правовом государстве в России скорее можно говорить как о цели, а не как о достигнутом результате. Развитие гражданского общества является продолжающейся задачей и для стран с развитой демократией.
Без гражданского общества при слабом государстве, его ослаблении – наступает хаос и архаизация, что показал опыт России и стран СНГ.
Особым видом современного конституционного государства является социальное государство. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, к выравниванию реальных возможностей для самореализации всех членов общества. В статье 10-й Конституции РФ отмечается, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В этой статье также отражена, прежде всего, желаемая перспектива, нежели реальное положение дел.

 
Форум » Тестовый раздел » Политология » 6. Государство и гражданское общество
Страница 1 из 11
Поиск: