Сессия

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Тестовый раздел » Политология » 9. Политическая культура
9. Политическая культура
PaveLДата: Среда, 24.12.2008, 23:13 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
Тема 9. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

План

1. Политическая культура, её структура и функции.
2. Политические символы России и Белгородской области
3. Типы политической культуры.
4. Особенности политической культуры российского общества.

1. Политическая культура, её структура и функции

Опыт показывает, что политическая жизнь зависит не только от наличия тех или иных политических институтов (структур), но и от того, каким образом действуют различные политические субъекты в сфере политики, какими ценностями, нормами руководствуются люди, вовлечённые в политический процесс, как они выполняют соответствующие политические роли. Для изучения этой мотивационно-поведенческой стороны политики исследователи используют понятие «политическая культура».
Политическая культура не совпадает с политикой или ее отдельными элементами, это лишь своеобразный алгоритм этой деятельности, ее стиль. Политическая культура – это система исторически сложившихся, относительно устойчивых установок, убеждений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политики.
Как и культура в целом, политическая культура возникает как метод приспособления к имеющимся обстоятельствам и подчинения их себе. Различие обстоятельств определяет различие политических культур конкретных политических субъектов. Они отличаются одна от другой целями, которые ставятся в сфере политики, и способами их достижения.
Носителями политической культуры являются общество в целом, социальные группы, отдельные индивиды.
Устойчива та политическая система, которая соответствует политической культуре субъектов, действующих в ней. Одни и те же политические институты по-разному функционируют в обществах с разной политической культурой. История учит, что внедрение прогрессивных политических структур при неподготовленности к ним людей, иными словами, при наличии у них отсталой политической культуры, даёт отрицательные результаты.
Структура политической культуры включает в себя следующие элементы:
1. Политические убеждения. Они формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих политические идеалы людей, т. е. это представления людей о том, какой должна быть политическая система (демократической, социалистической, тоталитарной и т. п.). Это идеологические предпочтения, являющиеся мотивами в деятельности людей.
2. Ориентации и установки, непосредственно проявляющиеся в деятельности людей в политической системе и определяющие их формы участия в политическом процессе. К ним относятся установки граждан, их взгляды:
а) на политические структуры (так, государство может восприниматься либо как орган принуждения, либо как организующий и регулирующий орган);
б) на нормативную систему (например, уважение к закону или пренебрежение к нему);
в) на политические процессы, события (понимание их необходимости или случайности, определение качества принимаемых решений);
г) на отдельные политические роли (отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях);
д) на свою роль в политической системе.
3. Устойчивые, повторяющиеся черты, образцы поведения в сфере политики, преобладающие способы решения тех или иных политических задач.
4. Политические символы и политические ритуалы.
Политические символы – это знаки и предметы, выражающие определённые политические явления, идеи, понятия. Ими могут быть флаги, знамёна, гербы, гимны и т. д. Символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, служат средством агитации, обозначения политической позиции. Символы являются специфическим средством общения между людьми, они помогают им определить свою позицию по отношению друг к другу, принадлежность к той или иной социально-политической общности.
Политический ритуал – это совокупность определённых обязательных действий и установленный порядок их выполнения при проведении собраний, приёмов и других политических мероприятий. Функции политических ритуалов состоят в социализации, интеграции, мобилизации населения.
5. Политические мифы. Политическими мифами обычно называют иллюзорные представления, выступающие в качестве средств ориентации, интеграции, мобилизации больших масс людей, они часто являются обоснованием целей деятельности государства. В качестве примеров политических мифов можно назвать различные националистические мифы (представления о превосходстве какой-либо нации над другими, об их особой миссии), миф о единой общенародной воле, коммунистический миф, миф о рыночной экономике как средстве решения всех социальных проблем и др.
Политические культуры конкретного общества бывают гомогенными (однородными) и интегрированными. Интегрированная политическая культура наряду с доминирующей политической культурой включает в себя и инородные элементы в виде политических субкультур. Эти субкультуры представляют собой совокупность компонентов, которые значительно отличаются от доминирующей в обществе политической культуры.
Функциями политической культуры являются:
1. Регулятивная. Политическая культура организует и упорядочивает взаимодействия политических субъектов.
2. Интеграционная. Единая политическая культура объединяет различные группы в рамках одной политической системы, содействует целостности страны.
3. Охранительная функция. Политическая культура обеспечивает историческую преемственность и непрерывность политического процесса.
4. Коммуникативная. Благодаря общим терминам, смыслам, стереотипам, присущим определенной политической культуре, достигается взаимодействие людей, обмен информацией.
5. Идентификационная. Наличие политической культуры (культур) позволяет индивиду отождествить себя с определенной группой, носительницей этой культуры, определить для себя приемлемые способы действий, самоопределиться через выбор политической культуры.
6. Ориентационная. Политическая культура придает смысл политическим явлениям, помогает индивиду сделать выбор между возможными вариантами действий.
7. Адаптационная. Освоение наличной политической культуры позволяет индивиду успешно действовать в политической сфере, реализовывать свои права, интересы.

2. Политические символы России и Белгородской области
К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственные герб, флаг и гимн. Есть они и у России.
Они нужны как её зрительный и музыкальный образ.
Символы России насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV в., первый флаг – в XVIII в., а первый государственный гимн – в XIX в.
В декабре 2000г. были приняты законы о государственной символике Российской Федерации – гербе, флаге и гимне.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите; над орлом – три короны (над головами - две малые и над ними – одна большего размера); в лапах орла скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьём дракона.
Золотой двуглавый орёл на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV-XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три короны, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и её частей, субъектов Федерации; в лапах – скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди – изображение всадника, поражающего копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.
Двуглавый орёл символизирует государственность Российской Федерации, её суверенитет, единение народов европейской и азиатской частей современной России.
В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтальных равновеликих полос: верхней – белого, средней – синего, нижней – красного цветов.
Официально бело-сине-красный флаг был утверждён как официальный (государственный) флаг России только накануне коронации Николая II в 1896 году (до этого государственным флагом Российской империи считался чёрно-жёлто-белый флаг, а бело-сине-красный флаг со времён Петра I был торговым или коммерческим флагом России). В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий- цвет веры и верности, постоянство; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
Флаг Белгородской области является официальным символом региональной власти и олицетворяет допустимый Конституцией РФ суверенитет области на её территории. Флаг Белгородской области в своей основе воспроизводит цвета и фигуры исторических полковых и ротных знамён белгородских армейского пехотного и гарнизонного полков, пожалованных Петром I в 1712 году.
Симметричный крест, делящий полотнище знамени на четыре равные части (две зелёные и две чёрные), является древнейшим символом спокойствия, позитивности. Синий цвет креста геральдически символизирует, согласно классической традиции, такие качества, как слава, честь, верность, искренность, безупречность, целомудрие, мягкость, красота. Белый цвет одного из полей флага Белгородской области геральдически символизирует такие качества, как чистота, невинность, непорочность, мудрость, радость (безмятежность), мир, правдивость, откровенность, благородство, белизна. Красный цвет геральдически символизирует такие качества, как: право, сила, мужество, храбрость, неустрашимость, смелость, любовь, великодушие. Зелёный цвет одного из полей флага Белгородской области геральдически символизирует такие качества-значения, как: свобода, надежда, радость (ликование), здоровье. Чёрный цвет одного из полей флага Белгородской области геральдически символизирует такие качества значения, как: благоразумие, осторожность, постоянство, скромность, печаль, покой.
В условиях Белгородской области белый цвет дополнительно символизирует богатые залежи и добычу мела, значительное производство в крае молока и сахара. Красный цвет одного из полей флага Белгородской области символизирует кровь, пролитую защитниками Отечества на Земле Белгородской XVI – XX веках. В условиях Белгородской области зелёный цвет символизирует изобилие и плодородие белгородской земли, её полей и лесов. Для Белгородской области чёрный цвет дополнительно символизирует основное богатство края – чернозём, значительный промышленный потенциал и богатство недр Земли Белгородской.
Герб Белгородской области в своей основе сохраняет историческую и геральдическую преемственность первых знамён. Размещение на гербе золотого льва и над ним одноглавого орла связано с достойным участием воинов Белгородского армейского пехотного полка в сражениях первых тяжёлых лет Северной войны и проявленными мужеством и отвагой пехотинцев - белгородцев в Полтавской битве 27 июня 1709 года. Лежащий лев в белгородском гербе олицетворяет побеждённую шведскую армию, а взлетевший над ним орёл символизирует победителя – армию российскую. При первом белгородском губернаторе Трубецком был утверждён в 1730 г. и первый белгородский губернский герб, который во многом повторен в современном гербе Белгородской области: «в золотом щите на голубом поле жёлтый лев, на зелёной земле, и над ним одноглавый чёрный орёл».
Орёл – является символом храбрости, силы, победы, веры, божественности, величия, власти прозорливости, вдохновения, духовного подъёма, гордости, великодушия. Поверженный лежащий золотой лев в гербе области является символом справедливости, милосердия, смирения. Чёрный цвет орла в гербе области является геральдическим символом благоразумия, осторожности, постоянства, скромности, печали, покоя. Серебряный цвет глаз орла и льва является геральдическим символом чистоты, невинности, непорочности, мудрости, радости (безмятежности), мира, правдивости, откровенности, благородства, белизны. Золотой цвет льва, языка, клюва и когтей орла является геральдическим символом верховенства, величия, уважения, богатства, могущества. Красный цвет языка льва является геральдическим символом силы, мужества, храбрости, неустрашимости, смелости, любви. Лазоревое (синее, голубое) поле в гербе области обозначает небо и является геральдическим символом славы, чести, верности, искренности, безупречности, целомудрия, мягкости, красоты. Зелёная земля (трава) в гербе области является геральдическим символом свободы, надежды, радости (ликования), здоровья и обозначает изобилие и плодородие полей и лесов Земли Белгородской.
Современный государственный гимн РФ был утверждён Государственной Думой в декабре 2000г. Текст гимна был утверждён указом президента России В.В.Путина 30 декабря 2000г. Слова гимна написал Сергей Владимирович Михалков. Музыка осталась от прежнего гимна СССР (композитор Александров Александр Васильевич).

3. Типы политической культуры

Политические культуры различных эпох и обществ наряду со специфическими чертами содержат и много общего, что позволяет их типизировать, то есть соотносить с определенным типом политической культуры как некой теоретической моделью, включающей в себя ряд определенных признаков.
Существует множество типологий политических культур. Широко известна типология, предложенная в 1963 г. американскими исследователями Г. Алмондом и С. Вербой. Они выделили три типа политической культуры:
1. Патриархальная (провинциалистская) политическая культура. Для нее характерно отсутствие интереса граждан к политике. Они проявляют интерес только к повседневным делам в рамках их непосредственного окружения.
2. Подданническая политическая культура. Она характеризуется пассивным отношением к политической жизни при осознании значимости политических институтов и наличии определенного (позитивного или негативного) к ним отношения.
3. Активистская политическая культура. Этой культуре свойственна отчетливая ориентация граждан на активную роль в политической системе, независимо от положительной или отрицательной ее оценки. Этот тип характерен для развитых демократических обществ с образованным населением и возможностями для политической деятельности масс.
В чистом виде указанные выше типы встречаются редко. Отсюда возможно наличие промежуточных типов. Это патриархально-подданнический, подданнически-активистский, патриархально-активистский типы культуры.
Кроме этого по разным основаниям выделяют следующие типы культуры: тоталитарный, авторитарный, демократический, архаический, элитарный, представительский, высокой гражданственности и др.
Представляет интерес деление на политическую культуру Запада и Востока. Здесь отмечаются следующие различия.

Запад Восток
Власть обусловлена превосходством одного человека над другим.
Политика – это конфликтная деятельность, где все равны перед законом.
Индивид – главный субъект политики. Государство служит индивиду и обществу.

Тяготение личности к сложным формам организации политической жизни.
Рациональное отношение к политическим институтам и лидерам. Осознание необходимости контроля над ними.
Приоритет общегосударственных законов над частными нормами. Понимание различия между моральной и правовой мотивацией в действиях Божественное происхождение власти вне зависимости от достоинств людей.
Политика – средство утверждения гармонии, занятие для избранных.
Государство – главный субъект в политике. Индивид выступает лишь как часть какой-либо общности.
Стремление к упрощению политического процесса.

Обожествление власти. Отсутствие убежденности в необходимости контроля над нею.

Приоритет местных установлений и нравственной мотивации

4. Особенности политической культуры
российского общества

К особенностям политической культуры российского общества можно отнести ее следующие черты:
– расколотость, наличие многих субкультур;
– отсутствие общенациональных идеалов;
– неразвитость способностей к самоорганизации и самоуправлению, что делает крайне слабым гражданское общество;
– преувеличение роли государства в политической жизни;
– персонифицированное восприятие власти, недооценка представительных органов;
– поиск харизматических лидеров («спасителей отечества»);
– нежелание и неготовность масс контролировать власть;
– патернализм;
– преобладание эмоционального начала над рациональным;
– стремление к силовому решению проблем, нежелание идти на компромиссы;
– преобладание у большинства населения патриархально-подданнического типа культуры.
Политическая культура российского общества ближе к политической культуре Востока. Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие имела место определенная деградация политической культуры населения России. Протестная политическая культура начала 90-х годов стала сменяться привычной для большинства россиян, как и в целом традиционных обществ, подданнической политической культурой.
Для успешного функционирования современных политических институтов и политической системы общества в целом необходимо воспитание масс в духе активистской культуры и смещение отечественной политической культуры в сторону политической культуры Запада.

 
Форум » Тестовый раздел » Политология » 9. Политическая культура
Страница 1 из 11
Поиск: