Сессия

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Тестовый раздел » Менеджмент » 3. Эволюция зарубежной управленческой мысли
3. Эволюция зарубежной управленческой мысли
PaveLДата: Четверг, 20.01.2011, 21:19 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
Эксперименты Оуэна

В начале ХIХ века социалист-утопист Роберт Оуэн (1771-1858) в Нью-Ленарке попытался реализовать свою давнишнюю мечту – проверить на практике, возможно ли, создав человеку хорошие условия жизни сделать из него «рациональное и доброе существо». Создав команду единомышленников, Оуэн назначил их мастерами и начальниками цехов на своей фабрике. Эти люди не только знали технологию производства, но и обязаны были справедливо обращаться с рабочими, что являлось основой реформы. Оуэн построил жилой дом на 500 человек, переселив туда детей из работных домов и приютов Эдинбурга. Затем построил коттеджи для рабочих с двух- и трёхкомнатными квартирами с минимальной оплатой за проживание. Нанял специальных людей для поддержания чистоты, открыл магазин с недорогими продуктами, организовал дешёвую столовую для холостяков, открыл вечернюю и воскресную школы, библиотеку и читальню, ввёл систему равного отношения ко всем религиям. На фабрике так же были проведены крупные преобразования: рабочий день постепенно сократился с 14 до 10 часов, что было очень серьёзным и смелым, рискованным шагом для того времени. Эксперимент имел оглушительный успех, хотя и не нашёл последователей. Сам Оуэн считал, что он просто опередил время. Многие историки менеджмента уверены, что зарубежный научный менеджмент ведёт свой отсчёт именно с экспериментов Роберта Оуэна, потому что он стал первым, кто практически решал и научно анализировал проблемы мотивации и производительности труда в их взаимосвязи, исходя из социальных отношений как базы, на которой менеджер должен строить свою работу.
-------------
Новый научный подход к управлению производством открыл Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915 гг.). Впервые свои взгляды на управление он изложил в статье «Система кусочных расценок» (1895 г.). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903 г.) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911 г.). Так называемая «система Тейлора» закладывала основы научной организации труда, что предполагало выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменяют собой личное суждение индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен систематический учет, измерение и т. д. их действия. Применительно к столь важной производственной проблеме, как заработная плата, например, эта система означает следующее:

² заработная плата платится человеку, а не месту;

² установление расценок должно быть основано на точном знании, а не на догадках;

² расценки, основанные на точном знании, должны быть единообразными;

² благодаря установленным таким образом расценкам товары производятся дешевле, а рабочие получают более высокую заработную плату, чем обычно;

² заработная плата, основанная на точном знании, создает лучших рабочих, дает им возможность больше заработать, уничтожает причины умышленной медлительности в работе, пробуждает интерес рабочих и предпринимателей к сотрудничеству.

Тейлору принадлежит идея расчленения производственного процесса на отдельные элементы, выявления наилучших способов выполнения каждого из них и обучения этому персонала. При этом должны отбираться наиболее способные рабочие, с которыми целесообразно проводить занятия и тренировки.

Применение системы Тейлора потребовало новой организации управления, новых обязанностей управляющих. Главным здесь была замена чисто линейной, «военной», организации прямого подчинения — функциональной. Особое значение придавалось функции планирования. А мысль о том, что временное отсутствие хорошего директора должно проходить незаметно, современная и в наши дни.

Система Тейлора имела свои недостатки. Один из них — ослабление единоначалия. Но и в таком виде она давала поразительные результаты: завод в Филадельфии, где была внедрена эта система, из убыточного предприятия превратился в процветающее. Объем выпускаемой продукции утроился без увеличения численности рабочих и реконструкции.
-----------
Вклад Маркса в методологию менеджмента

Тейлор, разрабатывая свою теорию, несомненно, был знаком с наиболее известными в то время идеями и теориями. В это время широко известна была уже работа Карла Маркса (1818-1883 гг.) «Капитал». Важнейшим направлением его исследования было изучение отношений капиталиста и рабочих. В «Капитале» Маркс рассматривает вопросы процесса труда, стоимости рабочей силы, рабочий день и его пределы, дневной и ночной труд, борьбу за нормальный рабочий день, проблемы кооперации, разделения труда, фабричное законодательство, формы и системы заработной платы, т.е. все вопросы, касающиеся управленческого труда. Отсюда можно сделать вывод, что Маркс сделал свой немалый вклад в методологические основы зарождавшейся тогда науки управления.

Дальнейшее развитие идеи Тейлора получили на предприятиях крупнейшего американского капиталиста Генри Форда (1863 – 1947 гг.).
---------------------
Организационно- технические принципы управления Форда

Основные идеи Форд изложил в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922 г.), «Сегодня и завтра» (1926 г.), «Движение вперёд» (1930 г.), «Эдисон, каким я его знал» (1930 г.).

Организационно-технические принципы управления Форда сводились к следующему:

² строгая, построенная по вертикали организация управления объединением ряда предприятий, конечная цель которых — изготовление автомобиля (автомобилестроительный концерн Форда): все части производства, начиная от каучуковых плантаций, рудников, металлургических заводов и кончая сборочными конвейерами управлялись из одного центра;

² массовое производство, обеспечивающее минимально возможную стоимость изделия, удовлетворение массового спроса покупателей и максимальную прибыль;

² развитая стандартизация, которая давала возможность быстро и без лишних затрат переходить на новые модификации автомобиля при постоянстве базовой модели;

² конвейер с глубоким разделением труда, который членился на сотни и тысячи мелких операций. Это дало возможность сделать производство непрерывным, массовым и вместе с тем дешевым: труд на таком потоке не требовал высокой квалификации;

² постоянное совершенствование управления производством.

Описанная система устраивала не только Форда — организатора производства, но и Форда-предпринимателя. Имея возможность обеспечить рабочим низкой квалификации сравнительно высокий заработок, он страховал себя от социальных конфликтов.

Главные идеи Форда: управление предприятиями, их объединениями огромного масштаба, кооперация, массовое производство, стандартизация, конвейерная система разделения труда, постоянное совершенствование управления — нужны нам и сегодня.
----------------
Западная «школа человеческих отношений» Мэйо

Основоположником западной «школы человеческих отношений» был Элтон Мэйо (1880 – 1949 гг.), поставивший в период с 1927 по 1932 гг. свой знаменитый Хоторнский эксперимент (г.Хоторн под Чикаго).

Его теория доказала важность неформальных связей, возникающих между людьми на производстве. Были изучены и раскрыты мотивы деятельности человека в процессе труда. Показано, как, используя эти связи и мотивы, можно добиться повышения производительности труда. В арсенале теории человеческих отношений — рекомендации по принятию коллективных (групповых) решений, участию рабочих в управлении, пути и методы повышения квалификации работающих, т. е. все то, что сегодня широко используется. В поле зрения социальных психологов находятся также проблемы перестройки отношений людей в процессе производства, делегирования полномочий руководителей, ряд других вопросов административной деятельности, связанных с формами воздействия на отдельного человека и коллектив, с тем, что мы называем стилем руководителя. Сегодня социально-психологические методы управления выделены в самостоятельную группу и широко используются для решения задач интенсификации производства, ускорения социально-экономического развития страны.
------------------
Организация системы управления на предприятии Эмерсона

Существенный вклад в теорию и практику менеджмента был сделан инженером-механиком Гаррингтоном Эмерсоном (1853—1931), получившим образование в Германии и работавшим в США. Свои взгляды он изложил в работе «Двенадцать принципов производительности» (1911 г.):

1. Отчетливо поставленные цели.
2. Здравый смысл. (Не просто житейская сметка, но мужество признать, что если бизнес не идет, то этому есть конкретные причины, в том числе и зависящие от нас, умение находить эти причины и устранять их смело и решительно до полного торжества здравого смысла.)
3. Компетентная консультация.(Необходимость постоянного совершенствования менеджмента, целесообразность, выгода привлечения к этому не простому делу специалистов, профессионалов.)
4. Дисциплина. (Настоящая дисциплина требует чёткой регламентации деятельности, когда каждый точно знает свои и обязанности, каждый осведомлён, за что, как и кем он может быть наказан или поощрен, когда действует быстрый, полный и точный учет и контроль, когда исключен произвол и все равны перед законом.)
5. Справедливое отношение к персоналу. ( Принцип социальной справедливости: «лучше работаешь — лучше живешь».)
6. Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет. (Это принцип обратной связи: искажение учета, нарушение обратной связи, ведет к сбоям в работе системы управления.)
7. Диспетчирование. (Эмерсон: «Лучше диспетчировать, хотя бы не спланированную работу, чем планировать работу, не диспетчируя ее».)
8. Нормы и расписания. (Высокие результаты в труде достигаются не повышением, а сокращением усилий. Парадоксально, но ведь говорим же мы об экономичной скорости на транспорте: далеко не самое быстрое движение автомобиля или судна приносит наибольшую выгоду. Как правило, не дают высокого конечного результата и максимальные обороты станка, работа человека на пределе его возможностей. Главное — знать все резервы производительности, умело реализовывать их и избегать неоправданных потерь труда, материалов и энергии.)
9. Нормализация условий. (Создать такие условия работы, при которых возможности человека будут раскрываться наилучшим образом. Не человека приспосабливать к машине, к производству, а создавать такие машины и механизмы, такие технологии, которые дали бы возможность человеку за то же самое время производить больше и лучше.)
10. Нормирование операций. (Необходима стандартизация способов выполнения операций и регламентирование времени на каждый из них, чтобы рационализировать организацию производства, нормировать труд и на этой основе повышать его производительности, поскольку рабочий стремится выполнить норму, чтобы хорошо заработать.)
11. Письменные стандартные инструкции. (стандартные инструкции не убивают в работнике инициативу, а помогают ему в работе, сокращая усилия, не снижая результатов, и освобождают мозг для изобретения и разработки еще лучших способов.)
12. Вознаграждение за производительность. (Эмерсон предлагает свою систему оплаты труда, которая учитывает как время, затраченное работником, так и его умение, проявляющееся в качестве работы.)
-----------------
Принципы административного менеджмента Файоля

Важнейшей стороной управления предприятием является руководство людьми, административная деятельность. Этой деятельности, ее рационализации посвятил ряд работ видный предприниматель и руководитель производства, французский инженер Анри Файоль (1841—1925). Тридцать лет Файоль руководил крупной горнодобывающей и металлургической компанией, был ее генеральным управляющим. В момент прихода Файоля на эту должность компания находилась на грани экономического краха, а когда он оставил свой пост — стала мощнейшим концерном мирового значения.

Свой богатый практический опыт он обобщил в книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.). Главное внимание Файоль уделял управлению персоналом, прежде всего административными кадрами. Работу предприятия он сводил к следующим видам деятельности:

² технической (технологический процесс);
² коммерческой (закупка, продажа и обмен);
² финансовой (поиски денежных средств и эффективное их использование);
² защитной (защита собственности и личности);
² бухгалтерской (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки, статистика);
² административной (воздействие на работников).

Файоль считал, что управленческому мастерству учит практическая работа, а не вуз, причем, чем выше положение руководителя на служебной лестнице, тем более важны для него навыки управления. Файолю принадлежит разработка универсальных принципов административного, менеджмента:

1. Власть неотделима от ответственности.
2. Разделение труда при специализации.
3. Единство распоряжения.
4. Дисциплина.
5. Единство руководства.
6. Подчинение индивидуальных интересов общим.
7. Вознаграждение.
8. Централизация.
9. Иерархия.
10. Порядок.
11. Справедливость.
12. Устойчивость персонала.
13. Инициатива.
14. Корпоративный дух
------------------
Математические методы в управлении Винера

В середине XX в. трудами ученых разных стран была создана особая наука об управлении сложными системами разной природы. Она получила название кибернетики (в переводе с греческого «искусство управления»). Важную роль в ее становлении сыграл американский математик Норберт Винер (1894 – 1964 гг.). Свои идеи он изложил в книге «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине» (1948 г.).

Кибернетика заняла в системе знаний об управлении свое место, раскрыв неразрывность связи управления с процессами целенаправленной переработки информации. Кибернетика стимулировала широкое внедрение в управление сложными системами электронной вычислительной техники, послужив теоретической основой их работы. Благодаря кибернетике процессы, связанные с получением и переработкой информации, заняли на производстве своё место, наряду с процессами переработки материалов и энергии. Применение точных математических методов дало возможность внести в науку управления строгую обоснованность и доказательную целесообразность. Управление становилось все более точным делом, его результаты начали ощущаться конкретно и зримо в цифрах роста объемов выпускаемой продукции, в прибыли предприятий.

В конце Второй мировой войны оформилась новая ветвь прикладной математики, получившая название «методы исследования операций». Эта молодая наука поставила перед собой задачу количественного обоснования решений, принимаемых в различных областях целенаправленной человеческой деятельности: в военном деле, медицине, экономике и пр. Применительно к экономической деятельности методы исследования операций вскоре получили название экономико-математических методов. Они-то и дали менеджменту тот необходимый математический аппарат, то количественное обоснование, которые были столь необходимы. Сдует заметить, что у истоков этих плодотворных методов стояли наши отечественные ученые.

Наряду с количественными методами для решения задач менеджмента все более привлекаются достижения наук, изучающих человека и общество: психологии и социологии. Социально-психологический подход к менеджменту дал начало так называемой теории человеческих отношений — важному направлению менеджмента, истоки которого уходят к Р. Оуэну. С победой Октябрьской революции в России началось формирование нового типа цивилизации свободных тружеников и свободных народов. Успехи социальной политики в СССР вынуждали капиталистический мир «подражать Советам».

Сегодня на Западе говорят об «управленческой революции» (менеджеризм), под которой понимают искусство, методы и технологии менеджмента. К основным чертам революционного переворота, совершаемого ныне в сфере управления во всех развитых странах, относятся широкое вовлечение в процесс управления работающих на всех ступенях иерархической лестницы. В СССР был накоплен значительный опыт вовлечения широких масс в управление производством, в управление делами государства и общества. Хотя этот процесс был противоречив.

 
Форум » Тестовый раздел » Менеджмент » 3. Эволюция зарубежной управленческой мысли
Страница 1 из 11
Поиск: