Сессия

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Тестовый раздел » Менеджмент » 11. Планирование деятельности организации
11. Планирование деятельности организации
PaveLДата: Четверг, 20.01.2011, 21:56 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
Понятие и этапы развития планирования

Планирование - это процесс принятия конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем.

Плановые решения могут касаться постановки целей и задач, выработки стратегии, распределения и перераспределения ресурсов, определения стандартов деятельности. В принятии таких решений состоит процесс планирования в широком смысле.

В узком смысле планированием является составление специальных документов - планов, осуществляющих взаимную увязку принятых решений с целью обеспечить их оптимальное сочетание, с точки зрения максимизации конечного результата и наиболее полного использования потенциала организации и открывающихся перед ней возможностей, а также определяющих конкретные шаги в деле их реализации.

В плане как документе содержатся прогнозы развития организации; промежуточные и конечные цели и задачи, стоящие перед ней и ее отдельными подразделениями; механизмы координации текущей деятельности и распределения ресурсов: стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств.

По срокам выполнения планы принято делить на долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные (от года до пяти лет), выполняемые в виде различного рода программ; краткосрочные (до года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и пр. Разновидностью краткосрочных планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца.

Планирование базируется на ряде принципов, то есть правил, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. К ним сегодня относятся:

1) Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления. Причина состоит в том, что люди охотнее будут выполнять те задачи, которые сами себе поставили, как более близкие и понятные.
2) Непрерывность, обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности организации. В результате планирование должно быть не единичным актом, а постоянным процессом, в рамках которого все текущие планы разрабатываются с учетом выполнения прошлых и того, что сами они послужат основой будущего планирования.
3) Гибкость, предполагающая возможность корректировки или пересмотра в любой момент ранее принятых плановых решений в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Для обеспечения гибкости в планы закладываются так называемые «подушки», облегчающие свободу маневра (дополнительные ресурсы, завышенные сроки и пр.).
4) Согласование планов в форме координации и интеграции, необходимость чего обусловлена взаимосвязанностью всех элементов организации. Координация осуществляется между подразделениями одного уровня, а интеграция - разных.
5) Экономичность, требующая, чтобы затраты на составление плана были меньше эффекта, приносимого его выполнением.
6) Создание необходимых материальных и организационных условий для выполнения плана.

Перечисленные принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления.

Процесс планирования в крупных организациях осуществляет плановый комитет, создаваемый при высшем руководстве для разработки стратегии, а также плановый отдел и его структуры на местах. Деятельность плановых органов обычно координируется первым лицом организации.

Создаваемый ими проект плана направляется для рассмотрения будущим исполнителям. Последние, ознакомившись с ним вносят свои дополнения, замечания, которые используются при составлении окончательного варианта.
--------
Характеристика основных методов планирования

Поиск оптимального планового решения осуществляется путем последовательного перехода от одного его варианта к другому, чем-то улучшающему предыдущий.

Можно выделить несколько способов составления планов (методов планирования): бюджетные, балансовые, нормативные, математико-статистические, графические.

Бюджетные методы основываются на составлении таблиц (бюджетов), в которых представлено поступление или распределение (потребления) ресурсов (материальных, финансовых, людских) по подразделениям и сферам деятельности.

Балансовые методы основываются на взаимной увязке обоих типов бюджетов (поступления и распределения) в рамках планового периода. Если ресурсов по сравнению с потребностями недостаточно, то происходит поиск их дополнительных источников (на стороне или путем рационализации собственного «хозяйства»), позволяющих покрыть дефицит.

Невозможность изыскания ресурсов приводит к необходимости снижать потребление (либо на основе его рационализации, либо путем механического сокращения), и уменьшать производство.

Если же ресурсы имеются в избытке, решается обратная проблема - расширение их потребления или избавление от излишков. Балансовый метод реализуется через составление системы балансов, которые по временному горизонту могут быть отчетными, плановыми, прогнозными, а по целям создания аналитическими и рабочими.

Баланс представляет собой двустороннюю бюджетную таблицу, в левой части которой отражаются источники ресурсов, а в правой их распределение.

В основе такого рода таблицы лежит балансовое уравнение, смысл которого заключается в том, что сумма остатка ресурсов на начало периода и их поступления из внутренних и внешних источников должна быть равна сумме их расхода (текущего потребления и продажи на сторону) и остатка на конец периода.

Нормативный метод планирования предполагает, что в основу плановых заданий, а соответственно и в основу балансов, кладутся нормы затрат различных ресурсов (сырья, материалов, оборудования, рабочего времени, денежных средств и т.п.) на единицу продукции. Он используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому методу.

Математические методы планирования сводятся к оптимизационным расчетам на основе различного рода моделей.

К простейшим моделям относятся статистические, например, корреляционная, отражающая взаимосвязь двух переменных величин. С их помощью можно, скажем, определять будущие доходы, основываясь на текущих вложениях и заданных процентных ставках, осуществлять другие финансовые расчеты.

Модели линейного программирования позволяют путем решения системы уравнений и неравенств, связывающих ряд переменных показателей, определять их оптимальные величины во взаимном сочетании.

Графические методы планирования предполагают составление и оптимизацию различных схем выполнения поставленной задачи, например, движения предмета труда в процессе Производства, реализации готовой продукции и пр.
----------
Перспективные и стратегические планы, их особенности

Перспективные планы в организации разрабатываются на период свыше одного года. Чаще всего они бывают среднесрочными, рассчитанными на период до 5 лет. Однако решение многих крупных проблем, отражающих стратегию организации, в это «прокрустово ложе» не укладывается, и приходится составлять долгосрочные планы в виде набора целей, комплексных программ, срок действия которых достигает 10, а порой и более лет.

Обозначенные в них в общих чертах качественно сформулированные положения развиваются и конкретизируются в среднесрочных планах, уже в количественных, в том числе финансовых показателях и привязываются к конкретным срокам исполнения. Обычно такие планы имеют форму комплексных программ, бюджетов и пр.

В рамках перспективного планирования создаются планы:

² разработки новых продуктов; снижения издержек: инноваций;

² слияний и поглощений; маркетинга; разработки и освоения новой продукции; инвестиции; развития системы управления; социального развития; финансовый план; план по труду и пр.

Традиционные долгосрочные и среднесрочные планы основываются на экстраполяции существующих тенденций, исходят из неизменности внешнего окружения организации и ориентируются на мобилизацию имеющихся ресурсов и наращивание ее потенциала.

В них на основе стандартных процедур происходит обоснование последовательных шагов, которые необходимо предпринять в будущем для достижения целей организации, прежде всего, для получения заданного объема продукции, прибыли и т.п.

В качестве предпосылок появления стратегического планирования, можно назвать:

- стремительные изменения во внешней среде организации, вызванные к жизни современным этапом НТР, и приводящие к безграничному росту возможностей производства, дифференциации потребностей, резкому усилению конкуренции за ресурсы и рынки сбыта;

- интернационализацию деловой жизни, широкую доступность научно-технической и экономической информации и стремительное нарастание ее объема;

- принципиальное изменение роли человека в производстве, решающим фактором которого становятся его творческие возможности и предприимчивость и активность.

Эти и другие обстоятельства обусловливают непредсказуемость развития окружения организации и неопределенность даже сравнительно близкого будущего. Способом частичного ослабления или преодоления этой неопределенности и является составление стратегических планов.

Стратегические планы отражают сегодняшние шаги, направленные на формирование условий перспективной выживаемости организации. Сегодня все больше преобладает мнение, что речь должна идти не о пассивном приспособлении к изменениям в ее окружении, а об активном формировании последнего. Понятно, что это могут себе позволить только крупные фирмы.

Основу стратегического планирования составляет глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз его будущего состояния, прежде всего, научно-технического прогресса и рынков.

Все это позволяет сформулировать совокупность перспективных целей и стратегий в различных сферах деятельности, таких как инновации, разработка продуктов, развитие производственного и кадрового потенциала, переход на новые технологии и пр.

Стратегии исходят, прежде всего, из возможностей, которые имеются, или могут появиться во внешнем окружении организации, а не поиска и мобилизации внутренних ресурсов, что характерно для обычного перспективного планирования. Содержательным результатом их реализации должны быть крупные перемены в организации.

Стандартный стратегический план включает прогнозы о тенденциях развития, характере конкуренции, об изменениях внешней среды: анализ сильных и слабых сторон самой организации; ее миссию и важнейшие цели; общую стратегию; план создания конкурентных преимуществ: функциональные стратегии и стратегии на случай чрезвычайных обстоятельств; расчет потребности в ресурсах для реализации стратегий и планов; оценку вероятности успеха; график основных мероприятий.

План составляется от будущего к настоящему, и, так как в этот момент объекты и процессы, о которых идет речь, отсутствуют или находятся в зачаточном состоянии, поэтому рассматривается в большей мере как ориентир, способ декларирования политики фирмы на предстоящий период.

Считается, что переход к стратегическому планированию неизбежен, если организация стремится выжить в современных нестабильных условиях, но он должен быть постепенным, без разрушения традиционной системы планирования, чтобы организация вообще не осталась без планов.
----------
Целевые комплексные программы и механизмы их реализации

Для осуществления основных стратегий, увязки планов, решения новых, перспективных и масштабных проблем в рамках фирм формируются и реализуются специальные целевые комплексные программы (технические, экономические, социальные).

Они представляют собой совокупность взаимосвязанных организационных, финансовых, технических, социальных и иных мероприятий, централизованно обеспечиваемых ресурсами.

Обычно с помощью таких программ решаются стратегические проблемы, которые нельзя отдавать на откуп естественному ходу вещей, к числу подобных проблем относятся: реструктуризация, ликвидация тяжелого ручного труда, экологическое оздоровление и пр.

В зависимости от масштабов и сложности программа может включать в себя несколько подпрограмм (проектов), рассчитанных на 2 - 3 года и обеспечивающих реализацию промежуточных целей и задач,

Разработка программы начинается с формулировки проблемы и цели ее решения; затем создается прогнозный сценарий; строится дерево целей; формулируются критерии их достижения; распределяются ресурсы; конкретизируются задачи; формируются органы управления.

Программа содержит описание самой проблемы и причин ее появления: уже предпринятых шагов по ее решению; постановку цели и подцелей; перечень конкретных мероприятий, согласованных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям. К таким мероприятиям могут относиться научные и прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, испытания образцов, создание или реконструкция объектов, внедрение новых технологий, форм и методов работы, механизмов управления.

Каждое мероприятие и его ожидаемые результаты характеризуются с помощью системы количественных и качественных показателей: величины необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсов, уровня предполагаемой прибыли, снижения текущих затрат и пр. В основе их расчетов лежат экспертные оценки, нормативы, различные математические и статистические модели.

Суммирование всех видов затрат, имеющих отношение к программе независимо от источников их финансирования дает ее общую стоимость, распадающуюся на стоимость соответствующих подпрограмм, проектов, заданий. Она рассчитывается как в неизменных ценах, так и с учетом возможной инфляции - в базисных.

Источники средств для финансирования программы могут быть как собственными (прибыль, накопленная амортизация, взносы собственников), так и заемными (кредиты, выпуск облигаций).

В качестве научно-технического обеспечения рассматриваются результаты собственных научных исследований и опытно-конструкторских разработок, а также закупленные патенты, лицензии, ноу-хау.

Материально-техническое обеспечение программы составляют как собственные, так и привлекаемые со стороны, например, на основе лизинга, ресурсы.

Обеспечение программы трудовыми ресурсами происходит за счет набора новых работников, внутреннего перераспределения, переобучения и повышения квалификации собственных кадров.

Наконец, информационное обеспечение программы составляет база стратегических данных, результаты специальных обследований, экспертные оценки, различного рода прогнозы, основывающиеся на математическом моделировании внутри-организационных процессов.

Механизм реализации программы строится на основе двух элементов: общих регуляторов деятельности организации и специальных, созданных исключительно для нее.

Управляет программой специальный орган, создаваемый руководством организации, который осуществляет ее планирование, координацию работ, контроль над ними и пр.

Эффективность реализации программ оценивается двояким образом: путем соотнесения фактически полученных результатов, во-первых, с запланированными, и во-вторых, с исходной ситуацией.
----------
План социального развития коллектива

Цель социального планирования — прогрессивное изменение структуры работающих, улучшение условий работы и формирование сознательного отношения к труду, повышение общеобразовательного уровня трудящихся и их роли в управлении производством, эстетическое развитие личности.

Помимо сферы трудовой деятельности социальное планирование охватывает область общественного сознания и общественную активность членов коллектива.

Социальное планирование должно быть тесно связано с технико-экономическим планированием. Показатели плана социального развития должны быть обязательно согласованы с планом технического развития производства и повышения его эффективности, внедрением прогрессивной технологии, планом по труду и заработной плате.

На промышленных предприятиях план социального развития коллектива составляют по четырем разделам:

I. Раздел 1. Совершенствование социальной структуры производственного коллектива

² Изменение социального состава работников
² Изменение социально-демографического состава коллектива Совершенствование квалификационно-профессиональной структуры коллектива рабочих предприятия

² Структура состава служащих и ее совершенствование
² Повышение общего и специального образования работников предприятия
² Регулирование движения работников на предприятии и текучести кадров

II. Раздел 2. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников предприятия

² Улучшение санитарно-гигиенических условий труда
² Психофизиологические факторы рационализации труда
² Создание безопасных условий труда, сокращение производственного травматизма
² Профилактика и снижение профессиональной и общей заболеваемости

III. Раздел 3. Совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников предприятий

² Совершенствование системы заработной платы
² Рост поощрительных фондов предприятия и их использование
² Совершенствование системы материального и морального стимулирования
² Улучшение жилищных и бытовых условий
² Развитие материальной базы социально-культурных мероприятий и отдыха
² Совершенствование системы общественного питания и бытового обслуживания на предприятии

IV. Раздел 4. Воспитание личности и развитие общественной активности трудящихся

² Развитие общественной активности трудящихся и повышение их роли в управлении производством
² Развитие трудовой и творческой активности трудящихся
² Использование свободного времени
² Совершенствование воспитательной работы в коллективе
² Культурно-массовая работа на предприятии
² Физическая культура и спорт
² Совершенствование социально-психологических отношений в коллективе
---------------
Понятие, цели и содержание основных разделов бизнес-плана предприятия

Специфической формой планов организации сегодня является бизнес-план, обычно составляемый или при ее создании, или в переломные моменты существования (расширение масштабов деятельности, эмиссия ценных бумаг и т.п.).

Цель бизнес-плана состоит в том, чтобы сориентировать хозяйственную деятельность фирмы в соответствии с перспективными потребностями рынка; определить ее конкретные виды, источники финансирования, предусмотреть трудности и подводные камни. Обычно бизнес-план составляется в нескольких вариантах. Наиболее полный предназначен для внутреннего пользования, специальные предназначены для инвесторов, кредиторов, партнеров, государственных учреждений и пр. Любой бизнес-план открывается введением, которое содержит сведения о роли избранного вида деятельности в настоящий момент, тенденциях и перспективах его развития; об ориентировочных сроках работы в данном направлении; об ожидаемой прибыльности проекта; периоде окупаемости вложений и гарантиях их сохранности.

В разделах бизнес-плана может содержаться следующая информация:

1) Об имидже и потенциале организации, их развитии в предстоящем периоде, и связанных с этим затратах.

В разделе приводятся сведения о традициях организации, репутации в деловых кругах, у потребителей и общественных организаций.

Потенциал характеризуется состоянием реального и акционерного капитала: объемом структурой, возрастом, степенью износа зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств; величиной материальных запасов; числом разрешенных к выпуску и фактически выпущенных акций, их распределением по видам и держателям.

2) О персонале, принципах его подбора, оценки, продвижения; системе управления и путях ее развития: внедрении новых методов руководства; взаимоотношениях с профсоюзной организацией.

3) О целях предпринимательской деятельности, главной и функциональных стратегиях.

4) О будущей производственной деятельности и ее необходимых условиях: внедряемых технологиях и оборудовании; об источниках и способах обеспечения потребностей в сырье, материалах, энергии, комплектующих изделиях; о необходимых затратах: о путях повышения производительности труда и эффективности производства; о способах контроля.

5) О продукте или услуге, их техническом уровне, качественных параметрах, уникальных свойствах, недостатках и возможностях модификации, экологичности, безопасности, удобстве обслуживания; о жизненном цикле, времени, необходимом для их освоения и запуска в производство, наличии у продукции сертификатов, защищенности патентами, лицензиями, товарными знаками; о возможностях использования отходов. Сведения даются в сопоставлении с имеющимися и разрабатываемыми аналогами.

6) О стратегии и плане маркетинга.

Обычно раздел начинается с характеристики рынков сбыта, их емкости, насыщенности аналогами, тенденций развития в ближайший период. Затем рынок анализируется в территориальном разрезе, по группам потребителей, наиболее популярных разновидностей продукции, что позволяет определить его наиболее перспективные сегменты и наметить шаги для привлечения новых покупателей. Наконец, в разделе дается характеристика основных каналов сбыта, как внутри страны, так и за рубежом, перечисляются наиболее крупные потенциальные посредники и покупатели, определяются способы взаимоотношения с ними.

7) О конкурентоспособности продукции, путях борьбы с основными потенциальными и реальными конкурентами, опасностях и возможностях, открывающихся в связи с ее реализацией. В разделе приводятся сведения о конкурентах, их доле на рынке: перечисляются основные объекты конкурентной борьбы (технические показатели, надежность, эстетичность, экологичность, безопасность, качество, сервис и пр.). На основе всестороннего анализа этих моментов определяются параметры, по которым можно превзойти соперников, перечень задач; программу действий по их реализации; необходимые затраты.

8) О прогнозе сбыта продукции и возможной доле продаж да определенных целевых рынках в натуральном и стоимостном выражении.

9) О себестоимости, цене прибыльности производства и сбыта товаров и услуг, его критическом объеме, ниже которого производство является убыточным. Такой расчет делается, исходя из предполагаемой величины продаж, уровня постоянных и переменных затрат.

10) О рисках и способах их страхования. Риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности, могут быть связаны с уничтожением, порчей или хищением имущества, стихийными бедствиями и политическими конфликтами, препятствующими нормальному ходу работы; финансовыми и коммерческими неудачами.

В разделе дается примерная оценка рисков и приводятся основные мероприятия, направленные на их снижение, а также расчет рентабельности проекта с учетом этих мероприятий.

11) О финансовой стратегии при осуществлении нового вида деятельности. Здесь определяются источники формирования финансовых ресурсов (выпуск акций, облигаций, банковские ссуды, накопленная прибыль, амортизационный фонд), формируются требования к эффективности их использования, соотношению собственных и заемных средств, общей прибыльности и т.п., формулируются основы политики инвестирования, формирования фондового портфеля и распределения прибыли.

12) Итоговый раздел обычно посвящается финансовому плану организации, который в концентрированном виде представляет в денежном выражении все предыдущие разделы.

В рамках финансового плана на основе прогноза объемов реализации, постоянных и переменных затрат составляется ряд важнейших документов: план доходов и расходов, прогнозный баланс, план получения целевых средств от вышестоящих организаций или заказчиков для осуществления целевых программ, план движения денежных средств на счетах в банке и в кассе, план прибылей и убытков, прогнозный бухгалтерский баланс.

Помимо основных разделов бизнес-план может содержать приложения в виде схем, диаграмм, таблиц, облегчающих восприятие материала, а также график основных мероприятий с указанием ответственных лиц.

 
Форум » Тестовый раздел » Менеджмент » 11. Планирование деятельности организации
Страница 1 из 11
Поиск: