Сессия

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » Политология » 12. Политические конфликты
12. Политические конфликты
PaveLДата: Среда, 24.12.2008, 23:15 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
Тема 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ

План

1. Политические конфликты и их типология.
2. Пути разрешения политических конфликтов.
3. Политические конфликты и развитие обществ.

1. Политические конфликты и их типология

В сфере политики взаимодействие политических субъектов носит различный характер. Наряду с сотрудничеством здесь довольно часты конфликты. Конфликтность присуща не только политике. Конфликты имеют место во всех сферах общества (экономической, культурной, научной, семейно-бытовой и т.п.). Политические конфликты представляют собой один из видов социальных конфликтов. Политические конфликты – это столкновения между двумя и более политическими субъектами.
Хотя некоторые исследователи пытаются объяснить причины всех конфликтов, в том числе и политических, прирожденной человеческой агрессивностью (К.Лоренц), однако в науке преобладает мнение, что в основе социальных конфликтов и их разновидности – политических конфликтов – лежат социальные факторы.
Применительно к политическим конфликтам выделяются три основные причины:
1. Объективные причины:
а) несовпадение статуса субъекта с его притязаниями на власть;
б) недостаток ресурсов.
2. Идеологические различия – расхождение людей в базовых ценностях, в политических идеалах, в оценке исторических и актуальных событий.
3. Процессы идентификации граждан – осознание своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим группам и стремление обеспечить более благоприятные условия для существования этой целостности, что приводит к столкновению со сложившимся политическим и, шире, социальным порядком, а отсюда, и к столкновению с иными политическими субъектами.
Например, жители какого-либо региона ранее не задумывались о своей национальности, но затем под влиянием различных факторов начинают размышлять о своих этнических корнях, проникаются мыслью о том, что в данных условиях этническая культура не может развиваться, что для этого необходимо создание особого государства, объединяющего представителей этноса. Это требует перестройки всей политической системы и, следовательно, вызывает столкновение с политическими субъектами, стремящимися сохранить существующее положение дел.
В качестве примера также можно назвать воздействие на общественную жизнь феминизма как идеологии и движения. Еще полтора столетия назад женщины относились к своему подчиненному положению в обществе как к норме. Но постепенное осознание своего равенства с мужчинами привело к конфликту женщин с существующими порядками, с существующей политической системой. В ходе разрешения этого конфликта женщины добились равных с мужчинами политических прав. Сейчас они борются за их реальное осуществление.
Типология политических конфликтов производится по разным основаниям –
по масштабу:
– глобальные и локальные,
– внешне- и внутриполитические,
– межгосударственные,
– межгрупповые и т.д.;
по субъектам:
– межнациональные,
– межрасовые,
– межклассовые,
– межгосударственные,
– межсословные,
– межпартийные и т.п.
По степени и характеру их нормативной регуляции различают конфликты: институционализованные (полностью или частично) и неинституционализованные.
Данная типология характеризует способность или неспособность подчиняться правилам политической игры.
В зависимости от степени несовпадения интересов выделяют конфликты общие и частные.
С точки зрения публичности взаимодействующих сторон различают открытые и закрытые конфликты. Для закрытых конфликтов характерны теневые способы регулирования конфликтов.
В зависимости от времени протекания говорят о кратко- и долговременных конфликтах.
В соответствии со строением политической системы выделяют горизонтальные (между субъектами одного уровня, например, между партиями) и вертикальные (между субъектами разных уровней, например, между органами федеральной и региональной власти) конфликты.
Возможны и другие типологии политических конфликтов.

2. Пути разрешения политических конфликтов

К управлению политическими конфликтами стремятся все политические силы, даже силы, желающие их обострения и специально создающие конфликтные ситуации. Но большинство политических сил стремится к управлению политическими конфликтами с целью их урегулирования или разрешения.
Урегулирование конфликта – это снятие остроты, противоборства сторон при сохранении причин конфликта, что сохраняет вероятность повторного обострения ситуации.
Разрешение конфликта – исчерпание предмета спора или такое изменение ситуации, которое бы исключило её повторное обострение.
Субъектом управления конфликтом является одна из его сторон или некая третья сила, не участвующая в конфликте, но заинтересованная в его управлении или разрешении. Такой третьей стороной является Россия в абхазо-грузинском конфликте.
При управлении конфликтом решается ряд универсальных задач.
А. Воспрепятствование возникновению конфликтов.
Для предотвращения конфликтов используется следующая процедура:
1. Взаимный обмен информацией о намерениях и действиях сторон, между которыми возможен конфликт. Так, соседние страны заранее информируют друг друга о предстоящих передвижениях войск, об учениях и т.п.
2. Взаимное объявление моратория на действия, которые могут привести к конфликту. Например, мораторий на ядерные испытания.
3. Воздержание от применения силы или угрозы применения силы.
4. Сближение позиций сторон через использование имеющихся или принятие новых правовых документов. Примером подобных действий являются взаимоотношения между Россией и Японией.
5. Соблюдение и поддержание атмосферы делового партнерства.
Б. В случае возникновение конфликта препятствование его обострению.
В. Выведение всех латентных конфликтов в явную форму с целью избежания неконтролируемых процессов, своевременного принятия необходимых мер.
Примером этого может быть конфликт между Россией и Украиной по поводу границы на Азовском и Черном морях. Длительное его существование в латентной форме было одной из причин обострения ситуации при строительстве защитной дамбы возле острова Тузла.
Видимо, следует придать открытый характер и конфликту между областями (краями) России и входящими в них национально-автономными округами, имеющими самостоятельное представительство в Совете Федерации.
Г. Минимизация степени социального возбуждения, вызываемого течением конфликта в смежных областях жизни, чтобы не вызвать более масштабных потрясений.
С этой целью власти часто стараются акции протеста населения перенести из центра города на его окраину и дать сдержанное освещение конфликтной ситуации в СМИ.
Особые задачи по управлению конфликтом возникают на разных этапах протекания конфликта.
На этапе возникновения конфликта важно, прежде всего:
а) институционализировать конфликт, т.е. создать правила взаимодействия конфликтующих сторон. Это часто приводит состязательность сторон в такие формы, что конфликт затухает сам;
б) конструирование социального окружения конфликта, то есть определенная ориентация и мобилизация общественного мнения.
На этапе развития конфликта важно сохранить конфликт на рациональном уровне и не сместить его на уровень эмоциональный. В последнем случае конфликт останется, даже если будут исчерпаны рациональные причины. Его движущей силой будут чувство обиды, мести и другие иррациональные мотивы.
На этапе окончания конфликта надо иметь в виду два возможных варианта примирения сторон:
1. Мирное разрешение конфликта в результате:
а) достижения компромисса на основе сохранения исходных позиций;
б) соглашения, основанного на взаимных уступках;
в) истощения ресурсов одной или нескольких сторон;
г) обретенного в ходе спора взаимоуважения сторон;
д) понимания прав и интересов соперника.
2. Примирение на основе принуждения, позволяющего одной из сторон игнорировать аргументы соперника. В основе этого может быть:
а) явное превосходство силы с одной стороны;
б) уничтожение, тотальное истребление противника.
Выбор путей примирения зависит от конкретных условий.
Наиболее распространенным средством достижения примирения являются переговоры. Для успешного ведения переговоров следует учитывать ряд правил:
а) фокусировать внимание не на принципах, а на реальных противоречиях;
б) отделять существующие проблемы от субъективной заинтересованности участвующих в споре;
в) вырабатывать несколько возможных вариантов решения;
г) обещать уступки, что в отличие от угроз повышает вероятность достижения соглашения.

3. Политические конфликты и развитие общества

По отношению к роли политических конфликтов в обществе и их перспектив существуют различные точки зрения. Согласно марксистской концепции политический конфликт – это черта классово-антогонистического общества. Разрешением конфликта между рабочим классом и буржуазией является социалистическая революция, после чего создается общество солидарности, где масштабные социальные конфликты отсутствуют.
Более достоверной выглядит точка зрения большинства современных исследователей, согласно которой конфликты – это неизбежная черта любого общества, в том числе и будущего общества.
Конфликты в целом и политические конфликты в частности нельзя оценивать однозначно положительно или отрицательно. В них есть и позитивные, и негативные стороны.
Возможными положительными сторонами политического конфликта являются:
- решение важной социальной проблемы, прогресс общества;
- выявление позиции политических субъектов, что благотворно воздействует на рационализацию и структурирование их интересов;
- интеграция того или иного политического субъекта (социальной группы, общества). Так, побочными результатом войны является консолидация населения воюющих стран.
Украинские националисты были крайне обрадованы конфликтом между Россией и Украиной в 2003 г. по поводу Тузлы. Это, по их мнению, способствовало интеграции украинской нации.
Возможные негативные последствия политических конфликтов:
- дестабилизация общества, разрушения, людские жертвы. Известны разрушительные последствия гражданской войны в России, конфликта федеральной власти с чеченскими сепаратистами и др.;
- дезинтеграция общества. Так, политический конфликт между законодательной и исполнительной властью в России в 1993 году породил опасное противостояние больших групп населения, чуть было не став причиной гражданской войны.
В каждом конкретном политическом конфликте кроется различное сочетание последствий. Необходимо так управлять политическими конфликтами, чтобы баланс их последствий был положительным.

 
Форум » Тестовый раздел » Политология » 12. Политические конфликты
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: