Сессия

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » Политология » 3. Политика и политическая власть
3. Политика и политическая власть
PaveLДата: Среда, 24.12.2008, 23:07 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
Тема 3. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

План

1. Происхождение и сущность политики.
2. Структура и функции политики.
3. Феномен власти. Политическая власть и ее структура.
4. Легитимность политической власти.
5. Экономика и политика.

1. Происхождение и сущность политики
Политика является сравнительно поздним социальным явлением. В первобытном обществе она не существовала. Но с разложением первобытнообщинного строя, следствием чего было усложнение общества, появление в нем групп с непримиримыми интересами (например, рабы и рабовладельцы) прежних форм регулирования совместной жизни (мораль, религия, искусство) оказалось недостаточно. Поэтому возникло государство как институт общественного управления, а отсюда и сформировалась политика как особая сфера общества.
С развитием общества изменялась и политика, на сегодняшний день она представляет собой сложное явление, изучение которого вызывает большие трудности, в силу чего существует множество подходов к её исследованию, разнообразие определений понятия «политика». Среди этих подходов можно выделить следующие:
1. Коммуникативный. Политику рассматривают как сферу взаимоотношений социальных групп и индивидов, где они вступают в конфликты друг с другом и достигают согласования своих интересов. Эту трактовку политики еще называют конфликтно-консенсусной.
2. Телеологический. Здесь политика определяется как сфера общественной жизни, где вырабатываются цели, обязательные для всего общества.
3. Директивный. В данном случае политика рассматривается как сфера, где происходит борьба за власть и ее использование для реализации определенных интересов, достижения определенных целей. Это сфера властных отношений.
4. Институциональный. Решающим моментом здесь выступает вопрос об орудиях, институтах осуществления политической власти. Речь идет прежде всего о государстве. Политика понимается как участие в делах государства, определении содержания его деятельности.
5. Системно-функциональный. Сущность политики выявляет через те функции, которые она выполняет в обществе. Схематично это можно изобразить следующим образом:

Требования Решения
Вход→ → Выход

Поддержка Действия

Политика определяется как система, преобразующая требования и поддержку различных социальных групп и индивидов в определенные решения и действия.
Есть и другие определения политики, например, «политика есть деятельность по достижению общего блага», «политика – это взаимоотношения по типу «друг – враг»« и др.
Исходя из анализа имеющихся трактовок политики, можно дать следующее определение политика: есть деятельность социальных групп и индивидов по выработке обязательных для всего общества целей и практической их реализации через государственную власть.
Возможны и другие определения политики.

2. Структура и функции политики

При описании структуры политики существуют различные подходы. В одном из наиболее распространенных выделяются следующие структурные элементы политики:
1. Политическое сознание, которое в свою очередь подразделяется на
а) политическую психологию;
б) политическую идеологию.
2. Политические институты – государство, политические партии и др.
3. Политические отношения, основными видами которых являются:
а) отношения властвования (господства и подчинения);
б) борьбы;
в) сотрудничества.
В качестве уровней политики выделяются:
- макроуровень – деятельность государства в целом;
- микроуровень – деятельность отдельных партий, общественных организаций, корпораций, индивидов и т.п. внутри общества по реализации своих интересов во взаимодействии – содружестве или конфликте – с другими носителями интересов;
- мегауровень – деятельность международных организаций – ООН, НАТО, ЕС и др.
Первый уровень занимает центральное место в политике, второй и третий имеют подчиненное значение.
Политика осуществляется во всех областях жизнедеятельности общества. В реальной деятельности она проявляется в разнообразных видах. Виды политики можно определить на основе разных критериев: 1) по сферам общественной жизни, 2) по ее субъектам и объектам и т.д.
В зависимости от той сферы общественной жизни, в которой осуществляется политика, различают прежде всего внутреннюю и внешнюю политику. Можно говорить и о таких видах политики, как экономическая политика, социальная политика, политика в духовной сфере (культурная политика) и др. Выделяют и более частные виды политики, например, экономическая политика конкретизируется в банковской, инвестиционной, налоговой и т.п. видах политики.
По субъекту можно выделить, например, такие виды политики, как государственная, партийная и т.д.; по объекту (то есть по направленности, по той проблеме, которая решается) – политика по развитию семьи, искоренению наркомании, по борьбе с бедностью и т.д.
Роль и значение политики зависит от выполнения ею следующих функций:
1. Интеграция общества и обеспечение общественного порядка.
2. Распределение и перераспределение общественных благ и повинностей с учетом интересов общества в целом.
3. Разработка целей для общества в целом, мобилизация населения и ресурсов для их достижения.
4. Регулирование конфликтов, придание межгрупповым отношениям цивилизованного характера.
5. Социализация личности, включение её в жизнь государства и общества.
Политика способна формировать новые отношения между людьми, преобразовывать социальную действительность в соответствии с планами различных политических субъектов.

3. Феномен власти. Политическая власть и ее структура

Власть является одним из базовых явлений общества и политики. Во всех устойчивых объединениях людей – семье, производственной организации, любом коллективе, обществе в целом – обнаруживается феномен власти.
Власть представляет собой сложное многоаспектное явление. Наиболее значимыми аспектами власти являются следующие:
а) власть есть способность социальной системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств, направленных на реализацию её коллективных целей. Власть понимается как нечто объективно необходимое, без чего неминуем распад социальных систем;
б) власть есть способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Любое общество устроено иерархично: одни управляют, другие исполняют;
в) власть – это свойство определенных статусов, ролей, позволяющее контролировать социальные ресурсы, средства влияния. Власть связана с занятием руководящих должностей, дающих возможность воздействовать на людей с помощью поощрения и наказания;
г) власть – это особый тип поведения людей, когда одни командуют, а другие подчиняются. Власть обычно персонифицируется. М.Вебер коротко определил власть следующим образом: власть – это возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других.
М. Вебер коротко определил власть следующим образом: власть – это возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению других.
Многоаспектное видение власти позволяет нам не останавливаться на её внешнем личностном проявлении.
Так, доцент Н. осуществляет свою власть, потому что это входит в его обязанности (статус). Но эти обязанности (его статус) созданы обществом для осуществления процесса образования как части общего процесса социализации. Власть доцента Н. является необходимым моментом очень важного для общества процесса социализации индивидов.
Власть предполагает двустороннее взаимодействие, где есть субъект и объект власти. Субъект – это активное начало власти, объект –подчиняющаяся сторона. Без объекта не может быть субъекта власти. В феномене власти должен быть обязательно кто-то, кто подчиняется.
Субъект и объект власти руководствуются разными мотивами. Субъект власти стремится к ней потому, что она важна для него сама по себе или он проявляет интерес к ней как к средству достижению других благ. Объект власти подчиняется под давлением страха, по привычке, по убеждению, потому что он воспринимает субъект власти как нечто авторитетное, или он идентифицирует себя с субъектом власти, когда последний воспринимается как свой представитель и защитник.
Влияние субъекта власти на объект власти происходит с использованием различных средств. Их еще называют ресурсами (рычагами) власти. В науке существует их несколько классификаций. Широко используется классификация ресурсов власти, данная американским исследователем А. Этциони:
1. Утилитарные. Это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. Например, в качестве блага может выступать более высокая должность.
2. Нормативные. Это средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения людей. Средствами воздействиями могут быть средства массовой информации, знания, навыки внушения и т.п.
3. Принудительные (силовые). Это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. Принудительные ресурсы считаются традиционно наиболее эффективным источником власти, поскольку их использование способно лишить индивида имущества, свободы и жизни – высших человеческих ценностей.
Наряду с многообразием ресурсов власти можно говорить и о многообразии видов власти. Существуют следующие виды власти:
а) экономическая – представляет собой контроль над экономическими ресурсами; в спокойные периоды развития общества это главный вид власти;
б) социальная – выражается в распределении позиций на социальной лестнице – статусов, должностей, льгот и привилегий;
в) культурно-информационная – это власть над людьми с помощью информации и средств ее распространения;
г) принудительная – основанная на применении или угрозы применения физической силы;
д) политическая – занимает особое место в обществе.
Отличительными признаками политической власти являются:
1) легальность использования насилия в пределах государства;
2) верховенство, обязательность ее решений для всякой иной власти;
3) публичность, её безличность и всеобщность (она возвышается над населением страны и обращается от имени общества с помощью права ко всем гражданам);
4) моноцентричность – наличие единого центра принятия решений (остальные виды власти полицентричны);
5) многообразие ресурсов. Политическая власть использует и утилитарные, и нормативные, и принудительные ресурсы. Во взаимодействии различных властей в обществе проявляется т.н. кумулятивный эффект, т.е. усиливающееся накопление политической власти. Обладание богатством повышает возможность вхождения в политическую элиту и доступа к СМИ, высокое должностное положение способствует накоплению богатства, а владение информационными ресурсами позволяет занять лидирующие политические позиции и т.д.
Политическая власть делится на виды в соответствии с субъектом власти. Субъектом политической власти могут быть отдельные личности (прежде всего политические лидеры), политические элиты, социальные общности (нации, классы, социальные слои и т.п.), политические партии и общественные организации, государство, союз государств, мировое сообщество.
Здесь главной является государственная власть, которая в свою очередь делится на:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную власть.
Различают три уровня политической власти в обществе:
- высший – уровень общества в целом;
- средний – уровень регионов;
- низший – уровень отдельных политических организаций, небольших групп людей.

4. Легитимность политической власти

Население может по-разному относиться к власти: одобрять – не одобрять, признавать – не признавать. Для описания отношения к власти служить понятие легитимность.
Легитимность политической власти – это положительная оценка, принятие населением власти, признание ее права управлять и согласие ей подчиняться.
Понятие «легитимность» в переводе с латинского языка означает законность. Однако «легитимность» не тождественна законности. Власть может быть правомерной и оправданной с точки зрения закона, но не принятой населением. Для обозначения формально-юридической правомерности власти служить понятие «легальность». С этой точки зрения власть может быть легальной – избранной согласно закону посредством процедуры всеобщего голосования – но не легитимной.
Легитимация власти – это признание, одобрение власти со стороны того, кто не принадлежит к субъекту власти. Делегитимация – это утрата доверия к власти.
Легитимность власти нужна для ее стабильности. При отсутствии легитимности власть может опираться, в основном, на принуждение.
Значительный вклад в изучение проблемы легитимности власти внес М.Вебер. Он выделил три типа легитимности власти:
1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаю, привычке повиноваться власти, вере в справедливость существующих порядков. Обычно традиционная легитимность характерна для монархий. Традиционная легитимность является прочной. По своей мотивации она сходна с отношениями в патриархальной семье, где младшие подчиняются старшим.
2. Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, небесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.
Харизматический лидер часто появляется в переходные периоды, когда уже нельзя опереться на традиции. В силу новизны ситуации населению трудно в ней сориентироваться, и оно доверяется выбору человека, к которому испытывает доверие, с которым отождествляет свою судьбу (Христос, Магомет, Наполеон, Ленин, Сталин, Мао, Александр Лукашенко в современной Белоруссии, Ельцин в начале 90-х годов и др.).
3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям органов власти, сформированной по общепринятым правилам, т.е. на основе демократических процедур. Эта легитимность характерна для демократических государств и является преимущественно структурной, а не персональной легитимностью: она основана на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям.
Существуют и другие виды легитимности, например идеологическая. Она выступает или как классовая, или как националистическая. Эта легитимность основана на внедрение в сознание масс веры в необходимость достижения определенной цели, в неизбежность жертв и лишений ради победы класса (например, пролетариата), процветания нации (создание нацией своего государства и т.п.).
В чистом виде все перечисленные типы легитимности встречаются редко. Реальная легитимность сочетает в себе несколько видов легитимности.
5. Экономика и политика

Политика связана со всеми сферами общественной жизни. Особенно важно взаимодействие политики и экономики, играющее решающую роль в развитии общества.
Следует отметить, что в основе этого взаимодействия лежит экономика. Уровень ее развития определяет реальные возможности политики. Политические решения должны при своей реализации опираться на те ресурсы, которые дает экономика.
С другой стороны, политика оказывает обратное влияние на экономику. Она может содействовать или препятствовать ее развитию. Идеологи раннего классического либерализма призывали к минимальному политическому вмешательству в экономику. Государство, по их мнению, должно быть «ночным сторожем», то есть лишь оберегать естественный ход экономических процессов, не вмешиваясь в них. Но уже в XIX веке выяснилось, что экономика, предоставленная сама себе, может порождать такие негативные явления, как безработица, обнищание людей, кризисы перепроизводства, монополию производителей и связанный с нею безудержный рост цен. Развитие экономики, основанное на ничем не ограниченных механизмах рыночного саморегулирования, приобретает антигуманный характер.
Целью многочисленных социалистических проектов было – направить экономику на служение благу людей. В радикальном марксистско-ленинском политическом проекте, осуществленном в России и ряде других стран Европы и Азии, придание экономике гуманного характера связывалось с ликвидацией частной собственности и рыночных отношений. Однако опыт показал, что экономика, лишенная частной собственности и рынка, теряет внутренние силы саморазвития, а ее развитие и функционирование, осуществляемые путем политического регулирования извне, со стороны государства и политических партий, страдают рядом существенных изъянов: перекос в развитии отдельных отраслей, дефицит потребительских товаров, низкое качество продукции, низкая производительность труда. Тем не менее, на сегодняшний день, несмотря на переход к от централизованной плановой экономики к рыночной, от монополии общественной собственности к плюрализму форм собственности, прежняя цель политики по отношению к экономике остается. Это регулирование развития экономики в интересах отдельных людей и общества в целом. Однако уже считается, что данная цель должна достигаться не за счет разовых обманчиво простых решений (национализация, приватизация, снятие контроля над ценами и т.п.), а путем постоянного совершенствования законодательства, совершенствования работы госаппарата по контролю над выполнением принятых решений, корректировке экономических процессов в нужном для общества направлении.
Политическое вмешательство в экономику необходимо, но при этом оно должно считаться с реальными возможностями экономики и не ослаблять, а усиливать внутренние силы ее развития. Это касается и работы по формированию бюджета страны, и налогового законодательства, и проблем приватизации государственных предприятий, контроля над природными ресурсами и др. И политика и экономика не должны в своем развитии и функционировании терять главный ориентир – человека и его благо.

 
Форум » Тестовый раздел » Политология » 3. Политика и политическая власть
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: