Сессия

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » Политология » 8. Политическое сознание
8. Политическое сознание
PaveLДата: Среда, 24.12.2008, 23:12 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

План

1. Политическое сознание: понятие и структура.
2. Политическая психология и идеология.
3. Основные политические идеологии.
4. Правый экстремизм.

1. Политическое сознание: понятие и структура

Сфера политики – это сфера действий людей, наделенных сознанием. Специфика этого сознания во многом определяет состояние политической сферы. Невозможно понять политику без изучения политического сознания.
В целом политическое сознание можно определить как совокупность знаний, ценностей, норм, установок, в которой, с одной стороны, отражается сфера политики, а с другой стороны, выражается к ней отношение социальных субъектов – индивидов, групп, классов, общества в целом.
Таким образом, в политическом сознании присутствует два аспекта:
1) отражение политического бытия;
2) выражение к нему определённого отношения, что определяется интересами субъектов политики.
Политическое сознание не может быть выработано только «книжным путём», без вступления человека в реальные политические отношения. Оно формируется путём критического осмысления реальной действительности, постепенной рационализации чувственных представлений людей, обобщения имеющейся у них информации. Велико значение при этом целенаправленного воздействия на сознание людей институтов образования и воспитания, СМИ, использования в этих целях ресурсов власти. Речь часто идёт о соответствующей «обработке» массового сознания, о манипулировании им.
По степени отражения сущности и закономерностей сферы политики в структуре политического сознания выделяют два уровня: теоретический и эмпирический.
Теоретический уровень наиболее тесно связан с наукой. Он ориентирован на раскрытие законов, управляющих политической жизнью общества (воплощается в концепциях, идеях, понятиях, программах и т. п.).
Эмпирический уровень складывается на почве практического повседневного опыта людей и фиксирует непосредственные проявления политической жизни общества. Он отражает политическую действительность в форме наблюдений, ощущений, представлений, переживаний, которые возникают у самих субъектов, непосредственно участвующих в политическом процессе.
Многообразны типы политического сознания. В зависимости от критерия, положенного в основу классификации политического сознания, выделяют буржуазное, либеральное, консервативное, социалистическое, националистическое, этатистское, анархическое, демократическое, авторитарное, тоталитарное, реформистское, революционное и др. типы политического сознания.
С учётом субъекта (носителя) политического сознания говорят о массовом, групповом и индивидуальном сознании.
Массовое политическое сознание выражается в наиболее общих, повторяющихся чертах политического сознания большинства членов общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты их политического поведения.
Групповое политическое сознание – это сознание конкретных больших (классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (например, политическая элита, группа давления и т. п.) групп, связанных с политикой.
Индивидуальное политическое сознание трактуется как качество личности, способной так или иначе воспринимать сферу политики, более или менее точно её оценивать, ориентироваться в ней, ставить цели относительно своих действий в ней.
В качестве наиболее крупных элементов политического сознания выступают политическая идеология и политическая психология, каждая из которых играет в политической жизни важную специфическую роль.

2. Политическая психология и идеология

Политическая психология – это область политического сознания людей, которая состоит, главным образом, в чувственно наглядном восприятии политики и эмоциональном отношении к ней, и непосредственно связана с деятельностью людей в сфере политики.
По содержанию в политической психологии можно выделить устойчивую часть (здравый смысл, менталитет, психологический склад этноса, традиции и т. д.) и часть более подвижную, неустойчивую (настроения, переживания, эмоции, чувства, ожидания). Важнейшее значение среди неустойчивых, быстро преходящих проявлений политической психологии имеют настроения – общие, ярко выраженные черты психологии, охватывающие на определённый период времени большие массы людей и определяющие их отношение к тому или иному политическому событию или проблеме. Настроения оказывают значительное воздействие на политическое поведение больших масс людей.
К существенным преходящим моментам политической психологии нужно отнести также заражение – быстрое распространение, охват определённым психическим состоянием больших масс людей – и внушение, характеризующееся некритическим восприятием воздействия объектом внушения.
Политическая идеология – это систематизированная теоретически оформленная иерархия политических ценностей, на основе которой вырабатываются цели по сохранению или изменению социальной действительности.
К политическим ценностям относят наиболее общие ориентиры политической практики – гуманизм, безопасность, свобода, справедливость, демократия, порядок и др.
В отличие от политической идеологии политическая психология включает в себя как рациональные, так и подсознательные (нерациональные, иррациональные) элементы. Политическая психология возникла исторически раньше, нежели политическая идеология.
Политическая идеология вербализует (высказывает), теоретически оформляет, логически обосновывает то, что уже имеет место в политической психологии. Разрозненным представлениям, смутным чувствам и настроениям она придаёт теоретически систематизированную форму. В конечном итоге, все идеологии возникают на соответствующем психологическом базисе. С другой стороны, политические идеологии, созданные искусственно, без реальной психологической базы как бы повисают в воздухе и не выполняют функций, для осуществления которых они создаются.
Функциями политической идеологии являются:
1. Нормативная. Идеология является стандартом для оценок и ориентиром в деятельности.
2. Интеграционная функция. Идеология нацелена на объединение сторонников соответствующих ценностей.
3. Мобилизационная функция. Идеология должна вдохновить и поднять массы на реализацию определённых задач.
4. Легитимация и делегитимация определённых политических сил и режимов.
5. Познавательная. Идеология даёт определённый образ социальной действительности;
6. Конструктивная функция. На основе идеологий создаются конкретные программы действий.
Политические идеологии, как и политические ценности, отражают потребности, интересы людей. В силу многообразия, расхождения этих потребностей и интересов в обществе обычно существует несколько идеологий.

3. Основные политические идеологии

Основными идеологиями являются: либерализм, социализм, консерватизм.
Либерализм. Главными провозглашаемыми ценностями либерализма являются индивидуализм и свобода. Считается, что главное – это индивид, защита его неприкосновенности, развитие его возможностей, его жизненные шансы. Группы, организации, институты не самоцель, а средство для индивидуального развития.
Либерализм отражал при своем возникновении интересы верхушки «третьего сословия», зарождающегося класса буржуазии. Социальная база либерализма — это наиболее социально сильные члены общества, делающие ставку на собственные силы и не нуждающиеся в опеке со стороны государства.
На политико-правовом уровне либерализм выдвинул идеи правового государства (подчиненности его закону, исключение произвола властей), неотъемлемых прав человека, равенства всех членов общества перед законом, разделения властей.
В экономическом плане либерализм предполагает полную предпринимательскую свободу. Эта свобода основывается на частной собственности и выражается в конкуренции собственников (товара, средств производства, рабочей силы, капитала и т.п.).
Таковы основные принципы классического либерализма, нашедшие распространение и реализацию уже в XVII-XVIII веках. Но веком либерализма все же является XIX век, именно в этом веке обнаружились и ограниченность, и противоречивость постулатов либерализма.
Идеал общественной жизни, предложенный либерализмом, предполагал совпадение интересов индивида и общества, равную свободу для всех людей в их самоопределении. В действительности же все получилось иначе. Правового равенства оказалось недостаточно, чтобы обеспечить равную свободу. Правовое равенство в странах, вступивших на путь реализации принципов либерализма, сочеталось с экономическим неравенством, что приводило к неравенству жизненных шансов. Лица наемного труда попадали в зависимость от владельцев средств производства, от нанимателей. Провозглашенная либерализмом свобода для всех оказалось свободой лишь для немногих, для собственников, для класса буржуазии. Государство, дав равные права всем гражданам и устранившись от вмешательства в экономику, сделало слабых добычей сильных, оставив последних без защиты. Вместо просвещенного индивидуализма, «разумного эгоизма» на практике осуществлялся индивидуализм дикий: каждый действовал, исходя только из собственного интереса, не считаясь с интересами других людей и общества в целом. В жестокой конкуренции не было места для сантиментов и бескорыстной любви к ближнему. Стал явно виден элитарный, социал-дарвинистский характер первоначального, классического либерализма.
Социализм. С задачей преодолеть непоследовательность и противоречивость либерализма выступил социализм. Опираясь на принципы, уже сформулированные либерализмом, социализм поставил перед собой цель их реального воплощения: равная свобода для всех во всех (не только правовой) сферах деятельности.
Социализм явился реакцией на либеральный индивидуализм. Если либерализм основывается на принципе стихийной саморегуляции общественных связей, то социализм считает необходимой их корректировку, исходя из интересов общества в целом.
Социализм зародился как движение рабочего класса, в наибольшей мере способного к солидарным, коллективным действиям. Солидарность социально слабых явилась их оружием в борьбе против эгоизма социально сильных.
На сегодняшний день существует несколько отличных друг от друга трактовок понятия «социализм».
1. Социализм как первая фаза коммунистической общественно-экономической формации. Подобное понимание социализма, основанное на марксистской теории общественно-экономических формаций, характерно для ортодоксальной марксистской философии и связанной с ней коммунистической идеологии.
2. Социализм как социально-экономический строй, существовавший ещё десятилетие назад в ряде стран Восточной Европы и Азии, сохранившийся до сих пор на Кубе, в Северной Корее и частично в Китае и Вьетнаме.
3. Социализм как процесс обобществления средств производства. Первоначально этот процесс мыслился как уничтожение частной собственности, ибо в частной собственности на средства производства виделся источник всех зол, нечто рождающее угнетение человека, его беззащитность перед стихией социальных сил и эгоизмом собственников. На сегодняшний день считается возможным осуществлять социализацию средств производства при сохранении частной собственности. Предполагается, что экономическая активность частных собственников должна находиться под контролем государства и работников конкретных предприятий, отраслей, общественных организаций. В данном случае частная собственность служит интересам всего общества и таким образом обобществляется, социализируется. Все это требует, однако, гражданской активности населения, неподкупности государственных служащих, высокого уровня развития демократии.
4. Ценностная концепция социализма. Социализм как идеал свободы, равенства, братства, счастья всех людей и процесс реализации этого идеала.
Принятие ценностной концепции социализма характерно для всех партий Социнтерна. В Социалистический интернационал входят почти все социалистические, социал-демократические, лейбористские партии мира, многие из них являются правящими партиями (в Великобритании, Швеции, Германии и других странах). В 2003 году в его рядах было 155 партий, представляющих 120 государств всех континентов . В конце 70-х годов партии Социнтерна отказались от понятия «социалистическое общество», видя в социализме продолжающуюся задачу: социализм понимается как интернациональное движение за свободу, социальную справедливость и солидарность.
В последние десятилетия наблюдался процесс постепенного перехода к ценностному видению социализма и в коммунистическом движении. Тем самым коммунистическое движение и коммунистическая идеология теряли свою специфику и саморастворялись в социалистическом движении и социалистической идеологии. Так, проект новой программы КПСС был выдержан вполне в духе социалистической идеологии и ценностного видения социализма, и лишь события августа 1991-го года помешали превращению КПСС в партию социалистической, социал-демократической направленности. Для КПРФ как правопреемницы КПСС характерно ценностное, социал-демократическое видение социализма.
Иногда социализм называют последовательным либерализмом. Это имеет смысл в том плане, что социализм, как и либерализм, ставит вопрос о свободе, но делает это более предметно, ищет конкретные, реальные пути освобождения: справедливость и солидарность – это, в конечном счете, лишь условия достижения свободы. Но социализм зародился как идеология рабочего класса, в настоящее время эта идеология ориентирована на всех лиц наемного труда, в то время как либерализм – это выражение интересов «верхней половины» общества, социально сильных. Это вносит свою специфику в понимание социализмом и либерализмом содержания и места свободы и других ценностей. Для социализма, в отличие от либерализма, в целях обеспечения свободы для всех членов общества, характерна ставка на социальную защищенность, на достижение большего равенства в распределении. Свобода в социалистической идеологии понимается, прежде всего, как позитивная свобода – «свобода для», в то время как либерализм делает акцент на негативной свободе – «свободе от».
Консерватизм (от латинского «conservare» – охраняю, сохраняю) означает приверженность старому, установку на сохранение существующего.
Основными ценностями консервативной идеологии являются традиция (наследие, преемственность), стабильность, порядок, безопасность, авторитет, свобода в сочетании с ответственностью, естественное неравенство людей (элитаризм), скептицизм и т.п.
Консерватизм рассматривает общество как естественный органический продукт постепенного исторического роста. Консерватизм выступает против всякого искусственного вмешательства в процессы социальной эволюции. В этом проявляется органицизм консерватизма.
Скептицизм консерватизма выражен во мнении, что истина заключена не в универсальных постулатах, а в конкретном опыте. Опыт и привычка являются лучшими ориентирами, нежели разум, логика, абстрактные понятия. Человек здесь рассматривается как существо, побуждаемое одновременно инстинктом, чувством и разумом. Зло понимается как нечто, присущее природе человека, а не определенным социальным порядкам. Общность состоит выше отдельного индивида, а права человека вытекает из его обязанностей.
Социальная организация сложна, многообразна, иерархична, и ее упрощение недопустимо. Лучше поддерживать существующие институты и способ правления, воплощающие мудрость предыдущих поколений, нежели неапробированные новшества. Попытки людей устранить существующее зло ведут обычно к еще большим непорядкам. В таком подходе воплощается традиционализм консерватизма.
Идеи консерватизма проповедовали представители различных классов в разные исторические периоды.
Кроме вышеназванных идеологий в политической жизни функционировали и достаточно активно проявляют себя и в настоящее время такие идеологии, как национализм, фашизм, анархизм. В последние десятилетия появились идеологии экологизма, феминизма, коммунитаризма.
Необходимо отметить, что идеологические доктрины были рассмотрены в «чистом» виде. В реальном политическом и идеологическом процессах границы между идеологиями никогда не были четко очерчены. Еще более расплывчатыми они стали на сегодняшний день.
Прежде всего, нужно сказать о значительном сближении либерализма и социализма. Современный либерализм в отличие от раннего, классического либерализма – это социальный либерализм.
С другой стороны, из социалистической идеологии постепенно исчезали положения, делающие ее непримиримой с либеральной идеологией. Социализм согласился с сохранением частной собственности и рыночной конкуренции (на обязательном уничтожении частной собственности и централизованном управлении экономикой ныне настаивает лишь ортодоксальная коммунистическая идеология). Сдвиг социалистического движения вправо, в сторону либерализма повсеместен, особо зримые очертания он приобрел в последнее время.
Современный консерватизм на Западе (неоконсерватизм) возник как реакция на чрезмерный сдвиг либерализма в сторону социализма, как стремление сохранить в области экономики позиции классического либерализма. Однако в области политической и духовной сфер значительная часть консерваторов не поддерживает чрезмерно эмансипаторские, по их мнению, устремления либерализма.
Выступая против социализма, консерватизм, тем не менее, вынужден смириться со многими реалиями современного общества, возникшими как следствие реализации социалистической идеи. С другой стороны, в социалистической идеологии ныне не ставится вопрос о свержении существующих порядков, ставка сделана на их сохранение при постепенном реформировании. Таким образом, можно говорить о некоторых чертах сходства социализма и консерватизма.
Основными ценностями в современных политических идеологиях выступают гуманизм, безопасность, благосостояние, свобода, справедливость, равенство, демократия, порядок и др. Но, как уже было отмечено, в разных идеологиях трактовка этих ценностей различна, как неодинакова и их иерархия.
Говоря об идеологиях, следует различать соответствующие идеологии и партии. Так, несмотря на мощное влияние либерализма на идеологическую атмосферу общества в целом, либеральные партии сравнительно малочисленны и имеют небольшую электоральную базу. Почти нет откровенно консервативных партий. Некоторые партии заявляют о сочетании в себе совокупности идеологических направлений. Так, Христианско-демократический союз в ФРГ объединял в своей идеологии одновременно либеральные, социалистические и консервативные элементы. Многие российские политические партии и движения заявляют о своей либерально-консервативной ориентации («Единая Россия», ЛДПР).
В реальной политике партии вынуждены под давлением обстоятельств отходить от своих первоначальных лозунгов и проводить политику, не совпадающую с их идеологией. Население многих стран порой не видит различий в политике разных партий. От идеологического противостояния партии переходят к политическому прагматизму.

 
Форум » Тестовый раздел » Политология » 8. Политическое сознание
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: