Понятие и признаки организации Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Чтобы считаться организацией, трудовое формирование должно обладать следующими обязательными признаками:
1) наличие по крайней мере одной общественно полезной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которая придает смысл существованию организации;
2) наличие не менее 2-х людей, которые считают себя частью этой группы;
3) обособленность, которая проявляется в замкнутости внутренних процессов и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения;
4) наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели;
5) наличие связей между отдельными элементами организации (эти связи могут быть: экономические, технологические, управленческие, информационные);
6) способность к саморегулированию;
7) устойчивость организации к внешним и внутренним кризисам.
Единство людей, образующих коллектив, и условий их деятельности (помещения, мебель, компьютеры, денежные средства, приказы, инструкции, договоры) образует содержание такого понятия, как «организация». Но основным элементом организации является коллектив. Организация – это, прежде всего, организация людей, а не вещей.
Любая организация существует в определенной среде, которая воздействует на ее функционирование. Поэтому для эффективного управления фирмой нужно уметь определить влияние на организацию множества факторов среды и предвидеть это влияние. Факторы среды принято называть переменными. Различают внутренние и внешние переменные.
Внутренние - это факторы внутри организации. Они находятся в поле зрения менеджеров. К ним относятся:
- организационный порядок (например, порядок приема посетителей, время начала и окончания рабочего дня;
- цели организации. Как правило, главные общие цели направлены на выживание, прибыль или перспективы. В крупных организациях формируют цели в разных областях, таких как разработка новой продукции, качество услуг, подготовка кадров и пр.;
- разделение труда в организации. Различают горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда - это качественная и количественная дифференциация и специализация трудовой деятельности. По сути это разделение всей работы на составляющие компоненты. По горизонтали труд разделяется, как правило, по функциональному, товарно-отраслевому и профессиональному признакам. Вертикальное разделение труда представляет собой обособление исполнителей работы и руководителей;
- трудовой коллектив. Люди — наиболее важная составляющая внутренней среды. Характеристиками, влияющими на их поведение и деятельность, выступают: статус личности, общественно-функциональные роли, ценностные ориентации, мотивы, характер, темперамент, способности, ожидания и пр. Отношения в коллективе можно разделить:
- по содержанию: деловые и эмоциональные;
- по форме: силовые и партнерские.
Организация может добиться успеха, только взаимодействуя с внешней средой.
Внешняя среда - это совокупность объектов и условий, с которыми организация непосредственно взаимодействует и которые должна учитывать.
В качестве факторов внешней среды специалисты выделяют следующие:
1) поставщики материальных ресурсов, техники и технологий, финансов, персонала;
2) потребители продукции, работ, услуг;
3) общеэкономические, политические и международные факторы;
4) национальные и региональные факторы;
5) конкуренты, конкурентная среда;
6) научно-технический прогресс;
7) социальные и культурные факторы.
Факторы внешней среды влияют на деятельность фирмы и организация должна быть в состоянии реагировать на изменения среды, чтобы выживать и достигать поставленных целей. Различают среду прямого воздействия и среду косвенного воздействия. Среда прямого воздействия - это факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. Это поставщики ресурсов, потребители, конкуренты, законы и государственные учреждения. Среда косвенного воздействия представлена факторами, которые могут не оказывать непосредственного влияния на организацию, но сказываются на ее деятельности. Это состояние экономики, НТП, социально-культурные и политические изменения, события в других странах и пр.
Таким образом, управление внутренней переменной оказывается в зависимости не только от внутренних материальных и финансовых возможностей данной организации, уровня и квалификации
управленческих кадров и соответствующих специалистов, но и от внешних условий, среды внешнего окружения, в которых она находится.
Взаимодействие организации с внешней средой. Успешная деятельность организации в достижении поставленной целей и задач во многом зависит от внешнего окружения.
-----------
Законы и виды организаций
Жизнедеятельность организации протекает так же, как и общества, подчиняясь действию законов, частных, общих и всеобщих.
Деятельность организации подчиняется действию закона синергии. Сущность его проявляется в том, что возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов ее отдельных частей.
Закон композиции требует, чтобы деятельность всех участников организации в той или иной степени подчинялась общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляли ее конкретизацию.
Действие закона самосохранения применим как к обществу, так и к организации, т.е. стремление сохранить себя как целое в течение всех периодов ее жизни, начиная с создания и роста, потом процветания, достижения максимума возможностей своего потенциала и до упадка и разрушения (закон онтогенеза).
Существует так же закон поддержания пропорциональности между всеми элементами и процессами организации, что позволяет в максимальной степени реализовать ее возможности.
Закон дополнения организационных процессов и функций противоположно направленных. Это позволяет существенно увеличить общий организационный потенциал.
Закон информированности - наличие информации о внутренних процессах, протекающих в организации, которые позволяют принимать осмысленные решения.
Организация подчиняется также закону необходимого разнообразия элементов и процессов, протекающих внутри нее. Это обеспечивает ей гибкость, устойчивость по отношению к внутренним и внешним возмущениям и способность в нужный момент противодействовать им. Рассматривая виды организаций, отметим, что он, прежде всего, связан с формой собственности. Виды организаций различают также по организационному признаку – положению, роли и значению отдельных личностей в организации. Принято считать, что в общественном производстве существуют первичные организации, определяющие основы деятельности ее членов. Другим видом являются политические, общественные, национальные, религиозные и другие организации, возникающие в зависимости от объективных социально-экономических условий, социального состояния и потребностей общества, национальных, религиозных и прочих причин и обстоятельств.
По хозяйственному признаку виды организаций делятся на прибыльные и не прибыльные, бюджетные и внебюджетные, торговые, посреднические, финансовые, инновационные, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, транспортные и другие. Есть еще организации правовой и разрешительной системы, финансовой и налоговой служб, полукриминальных и криминальных видов и т.д. В международном масштабе некоторые виды организаций приобрели характер межнациональных монополий, межнациональных правовых и силовых структур (ООН, ОПЕК, МВФ и др.)
---------------
Функциональная и дивизиональная организационные структуры
Функциональная структура – структура, сформированная в соответствии с основными направлениями деятельности организации, где подразделения объединяются в блоки. Характерна для гигантских промышленных предприятий типа ВАЗа, ЗИЛа и пр.
Дивизиональная структура – совокупность самостоятельных подразделений (предприятий), входящих в организацию, пространственно отдельных друг от друга, имеющих собственную сферу деятельности, самостоятельно решающих текущие производственные и хозяйственные вопросы.
Виды структур:
² территориальная,
² продуктовая,
² рыночная,
² инновационная.