Сессия

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Тестовый раздел » Политология » 10. Политическое участие
10. Политическое участие
PaveLДата: Среда, 24.12.2008, 23:13 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
Тема 10. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

План
1. Политическое участие и его виды.
2. Выборы и электоральные системы.

1. Политическое участие и его виды

Для обозначения деятельности людей в сфере политики в политологии используют различные понятия – «политическое поведение», «политическая активность», «политическая деятельность», «политические действия» и др. В настоящее время наиболее распространенным для описания вовлеченности людей в политику является понятие «политическое участие».
Понятие «политическое участие» характеризует все действия граждан (индивидуальные и на групповой основе), стремящихся повлиять на содержание политических решений органов власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.
Конкретными проявлениями политического участия являются: предвыборная агитация, участие в выборах органов власти, лоббистская деятельность, организационная работа в политической партии, участие в демонстрации, в митинге, поддержка партии или какого-либо кандидата денежными средствами, публикация статей в газете с целью повлиять на политическую ситуацию и др.
Формы политического участия различаются:
1) по своей масштабности: это может быть как участие в решении глобальных вопросов общенационального масштаба, так и вмешательство в решение частых вопросов местного характера;
2) по степени интенсивности. В качестве крайних полюсов здесь выступают отчуждение от политики, полная аполитичность и деятельность профессиональных политиков. Потребность и степень вовлеченности граждан в политику зависит от конкретной ситуации, политической системы и самого человека. На уровне политического участия сказываются такие личностные факторы, как образование, социально-экономическое положение, возраст, пол, место жительства, профессия, доступ к политической информации и др. Было бы нереалистично требовать от всех граждан равного политического участия. Но следует отметить, что длительная отчужденность от политики приводит к потере индивидом навыков ведения дискуссий, поиска компромисса, что создает в свою очередь предрасположенность к экстремизму. Причинами политической апатии могут быть низкий уровень развития личности, разочарование индивида в собственных возможностях повлиять на ход политического процесса, отсутствие интереса к политике и т.д.;
3. по мотивации политических действий: автономные и мобилизованные формы политического участия. При автономном политическом участии индивид действует самостоятельно, исходя из собственных побуждений. Мобилизованное участие предполагает чьё-то руководство, давление. Особым значением для политической системы обладает такая, обычно автономная, форма как политическое участие, выражающее политический протест. Политический протест представляет собой негативную реакцию индивида или группы на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия органов власти;
4) по отношению к действующим в государстве законам различают конвенциональные, т.е. легальные, соответствующие законам и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия. В настоящее время большую угрозу представляет такая форма неконвенционального участия как терроризм;
5) по степени осознанности: рациональные и нерациональные. В качестве примера нерационального участия можно назвать вандализм, насилие эмоционально возбужденной толпы, выражающей свое недовольство действиями властей.
Наиболее оптимальной формой политического участия большинства населения являются выборы в представительные органы власти.

2. Выборы и электоральные системы
Выборы в политической жизни представляют собой способ формирования органов власти с помощью выражения воли граждан в соответствии с законодательством.
Выборы связаны с голосованием, но голосование может проводиться и без выборов, например, на референдумах. В условиях современной представительной демократии роль выборов особенно велика, они являются главной формой проявления суверенитета народа. При прямой демократии, когда все граждане принимают участие в выработке решений и управлении, что было, например, в античной Афинской республике, их роль значительно ниже.
Выделяются следующие функции выборов:
– артикуляция, агрегация и представительство интересов различных групп населения;
– контроль над институтами власти (неугодные населению власти подлежат смене);
– интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической воли;
– легитимация и стабилизация политической системы;
– расширение потоков информации между населением и властью;
– перевод возможных конфликтов в русло упорядоченного мирного урегулирования;
– политическая социализация населения, интенсификация его политического участия;
– рекрутирование политической элиты;
– содействие обновлению общества посредством конкурентной борьбы альтернативных политических программ и др.
Выборы выполняют указанные функции, если они базируются на определенных принципах. К ним относятся принципы избирательного права и принципы организации выборов.
Принципами избирательного права являются:
– всеобщность (в выборах принимают участие все граждане);
– равенство (каждый избиратель имеет только один голос);
– тайна выборов (решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно).
Принципы организации избирательного процесса:
– свобода выборов, иными словами, отсутствие какого-либо давления на избирателей, кандидатов и организаторов выборов; этот принцип часто нарушается;
– наличие альтернативных кандидатов;
– состязательность, конкурентность;
– периодичность и регулярность;
– равенство возможностей политических партий и кандидатов.
Главным регулятором процесса выборов является избирательная система, определяющая как общие принципы организации выборов, так и способы перевода голосов избирателей в мандаты и властные должности. Существует два основных типа избирательных (электоральных) систем: мажоритарная (альтернативная) и пропорциональная (представительная).
При мажоритарной системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают.
В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся:
а) на системы абсолютного большинства, когда победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50% плюс один голос);
б) системы относительного большинства, где для победы достаточно лишь опередить соперников. При этом важно, что победитель набрал количество голосов большее, нежели число избирателей, проголосовавших «против всех». В этом случае выборы объявляются несостоявшимися.
При применении принципа абсолютного большинства, в случае, если ни один из кандидатов не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов. Мажоритарная система абсолютного большинства используется в России при выборе президента. Так, в выборах Президента РФ 14 марта 2004 г. приняло участие 64,39% избирателей, то есть более половины – в противном случае выборы считались бы несостоявшимися. Уже в первом туре В.Путин получил 71,31% голосов избирателей, то есть явно больше половины (остальные кандидаты на должность Президента РФ получили следующие результаты по итогам голосования: Н. Харитонов – 13,69%, С. Глазьев – 4,1%, И. Хакамада – 3,84%, О. Малышкин – 2,02%, С. Миронов – 0,75%. Против всех кандидатов проголосовали 3,45% избирателей, принявших участие в выборах.
Во многих регионах, в частности в Белгородской области, мажоритарная система абсолютного большинства использовалась при выборе губернатора, главы администрации. За ныне действующего губернатора Белгородской области Савченко Е.С. проголосовало 25 мая 2003 г. 61,15% участвующих в голосовании. Его главный оппонент, представитель КПРФ В.П. Алтухов получил около 22%. В выборах участвовало 66,54% от общего числа избирателей. Все это дало возможность Е.С. Савченко быть избранным уже в первом туре.
Мажоритарная система относительного большинства используется при выборах части депутатов в Государственную Думу, депутатов в региональные законодательные собрания.
При пропорциональной системе распределение мандатов происходит пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными блоками.
И та и другая система обладают как достоинствами, так и недостатками. Главным достоинством мажоритарной системы является учет мнения большинства избирателей. Выборы по мажоритарной системе предопределяют господство нескольких крупных партий, что обеспечивает стабильность политической системы. Недостатком ее является продолжение ее достоинств. Эта система не полностью учитывает мнение населения. Так, по существу, при формировании органов власти может быть не учтено мнение 49% избирателей. Пропорциональная система позволяет более точно учитывать мнение избирателей, она стимулирует многопартийность. Основным недостатком этой системы является то, что в условиях многопартийности понижается стабильность политической системы, порой трудно бывает сформировать правительство.
Часто используется смешанная система, сочетающая элементы мажоритарной и пропорциональной системы. Так, в России одна половина депутатов в Государственную Думу избиралась по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина – по пропорциональной. На следующих ближайших выборах в ГД РФ будет использована пропорциональная система для выбора всех 450 депутатов. Для преодоления возможной чрезмерной фрагментации выборных органов при использовании пропорциональной системы вводится определенный процентный порог: партия должна набрать определенное количество процентов голосов избирателей, чтобы быть представленной в выборный законодательный орган. В разных странах – этот процентный барьер различен. В России на выборах в Государственную думу он составил на прошедших выборах 5%, на следующих выборах поднимется до 7%. В Украине он составляет 4%. Есть страны, где как необходимый минимум законодательно закреплены 3 и 2 процента голосов избирателей. При выборах в Белгородскую областную думу части депутатов (18 из 35) по пропорциональной системе указанный барьер составит 5%. Для того, чтобы преодолеть процентный барьер, партии создают избирательные блоки. Примерами таких блоков на выборах в Государственную Думу в 2003 году были блок Партии возрождения России (лидер Г.Селезнев) с Партией Жизни (лидер С.Миронов), блок Партии справедливости с Партией пенсионеров. В избирательные блоки могут входить и представители различных общественных организаций. Следует отметить, что в соответствии с планируемым новым порядком выборов в ГД РФ избирательные блоки исключаются. Каждая партия должна выступать самостоятельно. Предполагается, что этот новый закон о выборах будет содействовать укрупнению партий.
На выборах в Государственную Думу РФ в декабре 2003 года лишь три партии и одно избирательное объединение преодолели 5-процентный барьер: Единая Россия – 37,57% (в Белгородской области за неё проголосовали 33,54%), КПРФ – 12,61% (в Белгородской области – 15,64%), ЛДПР – 11,45% (в Белгородской области – 11,54%), избирательный блок «Родина» – 9,02% (в Белгородской области – 9,99%). Две партии, представленные в ГД в 1999-2003 гг., на последних выборах не преодолели 5-процентный барьер: «Яблоко» – 4,3% (в Белгородской области – 2,82%) и СПС – 3,97% (в Белгородской области – 1,64%). Аграрная партия России в Белгородской области получила голоса 5,65% участвовавших в выборах, но на федеральном уровне она имела 3,7%, что не позволило ей пройти в ГД. 4,7% избирателей, участвовавших в выборах, проголосовали против всех. В выборах прияло участие 60,7 млн. избирателей, это составляет 55,75% избирателей, включенных в списки для голосования. Исходя из результатов выборов по федеральным спискам «Единая Россия» получает 120 депутатских мандатов, КПРФ – 40, ЛДПР –36, а блок «Родина» – 29.
По одномандатным округам в Белгородском округе № 64 избран депутатом ГД Г.Г. Голиков, получивший 65,28% голосов (второй результат у В.П. Алтухова – 18,24%). В Новооскольском округе депутатом ГД был вновь избран А.В. Скоч, которому оказали доверие 71,37% избирателей (второй результат у О.С. Кулишова – 12,63%).
Смешанная избирательная система вводится в России и при выборах региональных законодательных собраний. Законом устанавливается, что не менее половины депутатов региональных законодательных собраний должно избираться по партийным спискам. Так, из 35 депутатов Белгородской областной думы 18 депутатов избирались по партийным спискам. Это делается для того, чтобы стимулировать партийное строительство на уровне регионов и для структурирования этих законодательных собраний (образования фракций). Если во областной думе Белгородской области II созыва была лишь фракция компартии, а в думе III созыва, избранной в 2001 г., лишь в январе 2005 г. появились фракции «Единой России» и Аграрной партии, то в думе IV созыва, избранной в 2005 г. появилосm сразу 4 фракции. Это фракция партии «Единая Россия» (она в голосовании по партийным спискам получила 52,77% голосов избирателей области), фракция КПРФ, состоящая из 4 депутатов (18,47%), фракция ЛДПР (6,74% и 2 депутатских места), фракция партии «Родина» (6,41% и 1 депутатское место).
Партии играют важную роль при формировании выборных органов власти. Но на сегодняшний день победу на выборах чаще обеспечивает доступ к средствам массовой информации, а не численность партийных организаций. Борьба за власть смещается в область информационных технологий. В наши дни никакая идея и программа не будут иметь почти никакого значения, если они не транслируются СМИ.
Растет также значение денег на выборах. Деньги нужны и для проведения избирательной кампании, и как гарантия возможности оказания помощи жителям региона, где избирается депутат или будущий руководитель региона. Типичным примером этого являются выборы губернатором Чукотки российского миллиардера Р. Абрамовича.
Очень велика роль так называемого административного ресурса, то есть влияния на ход выборов действующих органов власти. Эти органы власти могут оказывать скрытую поддержку одним кандидатам (партия) и оказывать противодействие другим.
Основными стадиями избирательного процесса являются:
1) выдвижение кандидатов; 2) агитационная кампания; 3) голосование; 4) подведение итогов.

 
Форум » Тестовый раздел » Политология » 10. Политическое участие
Страница 1 из 11
Поиск: