Сессия

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » Политология » 11. Политическое развитие и политические процессы
11. Политическое развитие и политические процессы
PaveLДата: Среда, 24.12.2008, 23:14 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
Тема 11. ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

План

1. Политическое развитие и политическая модернизация.
2. Политический процесс и его формы.
3. Особенности политического процесса в постсоветской России.

1. Политическое развитие и политическая модернизация

Сфера политики, как и все общество, подвержена изменениям. Эти изменения разнообразны по характеру и масштабу. Для описания динамики в сфере политики используются понятия «политическое развитие», «политическая модернизация», «политический процесс» и др.
Под развитием обычно понимают необратимые масштабные изменения. Эти изменения могут быть различными по своей направленности: изменения в лучшую сторону – прогресс; изменения в худшую сторону – регресс; изменения одноплоскостного плана. В политической науке под политическим развитием понимается только прогрессивное изменение политической системы. Однако на вопрос о критерии политического развития существуют разные варианты ответа. Либеральные теоретики политическое развитие связывают с реализацией основополагающих прав человека, с подконтрольностью государства гражданскому обществу, плюрализмом и т.д. Консерваторы делают упор на обеспечении нравственных начал политического поведения, на стабильности власти. Социалисты видят политическое развитие в создании политических условий для участия в управлении широких масс населения и т.д. На сегодняшний день многие исследователи выдвигают общий критерий политического развития, понимая политическое развитие как изменение политической системы в направлении более гибкого реагирования на проблемы общества, на общественное мнение. Иными словами, политическое развитие означает улучшение выполнения политической системой своих функций по обеспечению стабильности и эффективности всего социального организма.
Политическая модернизация есть часть модернизации общества в целом, под которой понимают переход от традиционного, доиндустриального, авторитарного общества к обществу современному, индустриальному, демократическому. Эта модернизация может быть органической, происходящей на собственной основе, такой она была у стран Запада, и догоняющей. Догоняющая модернизация характерна для тех стран, которые отстали от Запада и где модернизация происходила и происходит путем заимствования достижений Запада.
Большинство исследователей содержание политической модернизации видят в следующих изменениях:
1. Структурная дифференциация институтов политической системы и специализация их функций. Она является выражением возрастающего многообразия деятельности людей, появления новых групп интересов со специфическими требованиями. Политическая система должна быстро реагировать на эти изменяющиеся требования. Осуществить это можно за счет разделения функций у возрастающего количества политических институтов. В традиционных, политически неразвитых обществах все властные функции сосредоточены в узком кругу лиц и институтов.
2. Возрастание способности политической системы к инновациям.
В силу возрастания темпа социальных изменений политическая система должна быть способна самостоятельно адаптироваться к этим изменениям, к внедрению нового как в общество в целом, так и в саму себя. Политическая система должна обладать институтами политической социализации индивидов, обеспечивая желаемое поведение индивидов в сфере политики, делая общество жизнестойким в условиях постоянных перемен, возможных социальных и политических кризисов.
3. Расширение границ равенства в сфере политики, что означает снятие всех ограничений на политическую деятельность индивидов и социальных групп, предоставление всем гражданам возможности свободного занятия государственных должностей.
Как соотносятся политическое развитие и политическая модернизация, тождественны ли они? Следует отметить, что политическая модернизация не всегда имеет в качестве следствия политическое развитие.
В условиях органической модернизации, происходившей в странах Запада, политическая модернизация и политическое развитие совпадали. В странах с догоняющим типом модернизации ситуация может складываться иначе. Как показал опыт многих развивающихся стран (Африки, Азии, Латинской Америки), структурная дифференциация институтов политической системы, специализация их функций, расширение границ равенства в сфере политики и т.д., то есть то, что составляет содержание модернизации, приводили к негативным результатам. Политическая модернизация вызывала там не повышение, а снижение эффективности государственного управления, коррупцию и произвол чиновников, имущественное расслоение общества, нарастание в нем конфликтности и напряженности, кризисных явлений.
Подобные же результаты дала политическая модернизация в странах СНГ. Изменения в политической сфере в направлении приближения устройства политической системы к западным стандартам сопровождались там обвалом в производстве, резким снижением уровня жизни населения. Так в России до сих пор средний уровень жизни населения ниже, чем в 1990 году. Расходы на науку и армию также значительно меньше, чем в советский период. В то же время Китай, воздержавшись от ускоренной политической модернизации, за последнее десятилетие удвоил свой экономический потенциал и повысил уровень жизни своих граждан. Это не означает, что в России и других странах СНГ политическая модернизация была не нужна. Политическая модернизация неизбежна для всех стран, в том числе и для Китая. Важно, однако, чтобы политическая модернизация обеспечивала позитивные изменения в экономической и социальной сферах. В России и других странах СНГ, как считают многие исследователи, темпы политической модернизации были чрезмерны, политическая система стала хуже выполнять свои функции по отношению к обществу, отсюда изменения в сфере политики там можно в целом охарактеризовать не как политическое развитие, а как политическую деградацию, упадок. В силу этого повышение эффективности политической системы в России и других странах СНГ может сопровождаться некоторыми изменениями возвратного характера.

2. Политический процесс и его формы

Термин «политический процесс» имеет несколько значений. В широком значении под политическим процессом понимаются любые изменения в сфере политики. В узком, специфическом значении под политическим процессом понимают реальное взаимодействие субъектов политики в ходе выполнения ими своих функций. Политический процесс – это своеобразный «политический спектакль», где каждый играет свою роль, но в отличие от театрального спектакля, в силу непредсказуемого изменения ситуации, происходит корректировка ролей, на сцену могут вступать новые незапланированные актеры, само протекание спектакля и его финал не заданы заранее. Политика – это разновидность рисковой деятельности.
Содержание политического процесса бывает различным. Это может быть разработка какого-либо политического решения, создание новых управленческих структур, выборы и др.
Через действия участников политического процесса происходят изменения в политической системе, которые могут быть функциональными, повторяющимися, циклическими, например, выборы, и необратимыми, ведущими или к политическому развитию, или к политическому упадку.
Политический процесс может быть рассмотрен как извне, с точки зрения его влияния на общество в целом, взаимодействия политики с другими общественными сферами, так и изнутри, когда внимание уделяется специфике взаимодействия субъектов по реализации политической власти или борьбе за неё.
Выделяются различные типы политических процессов.
1. По масштабу. Процессы, где задействовано государство и другие основные политические субъекты, обозначаются как базовые; политические процессы, касающиеся отдельных политических организаций, называются периферийными.
2. По характеру производимых изменений. Здесь выделяются революционные и эволюционные политические процессы. Революционные процессы отличаются радикальностью, они часто связаны с насилием.
3. По степени публичности осуществления властными органами и лицами, причастными к власти, своих полномочий говорят об открытом и теневом (закрытом) политических процессах. Теневой политический процесс протекает без информирования о нем общественности. Иногда это оправдано (деятельность спецслужб), часто эти процессы носят нелегальный, преступный характер (коррупция и т.п.).
4. В зависимости от устойчивости политической системы выделяют стабильный и нестабильный политические процессы.
5. В соответствии с различиями в характере взаимодействия субъектов политического процесса исследователи говорят о горизонтально и вертикально организованных политических процессах. При горизонтально организованном политическом процессе все субъекты политического процесса равноправны, их взаимоотношения протекают в форме «круглого стола», когда они в свободной дискуссии совместно вырабатывают решения, где учтены интересы всех сторон. В вертикально организованном политическом процессе решающую роль играет государство, которое определяет «правила игры», и все остальные субъекты в своих запросах ориентированы, прежде всего, на него, а не друг на друга; здесь имеет место резкое деление на управляющих и управляемых.
6. По способам достижения равновесия политической системы выделяют технократический, идеократический и харизматический политические процессы.
В политическом процессе технократического типа предпочтение отдается устоявшимся политическим технологиями и процедурам. Участники политического процесса строго придерживаются тех функций и ролей, которые им приписывает законодательство.
Политический процесс идеократического типа характерен для традиционного общества, где нет четкой дифференциации ролей и функций. Здесь общество в целом и участники политического процесса интегрируются единой общенациональной идеей. Подобный тип политического процесса был характерен длительное время для России. Вначале это была идея «Москва – третий Рим», затем триада «православие, самодержавие, народность», в советский период – идея коммунизма.
Политический процесс харизматического типа, как правило, характерен для восточной культурной традиции, в рамках которой абсолютизируется роль лидера.
Следует отметить, что все вышеназванные типы политического процесса редко встречаются в чистом виде. Реальный политический процесс может содержать в себе черты нескольких типов, в большей или меньшей мере приближаясь к тому или иному типу.
Кроме типов политического процесса исследователи выделяют различные режимы протекания политического процесса. Чаще всего говорят о трех режимах – функционирования, развития и упадка.
В режиме функционирования политический процесс не выводит политическую систему за рамки устоявшихся связей и отношений. Здесь осуществляется воспроизводство уже достигнутого и апробированного ранее.
В режиме развития политическая система выходит на новый уровень, что позволяет ей более успешно реагировать на требования населения и решать возникающие проблемы.
В режиме упадка политическая система утрачивает способность управлять социальными отношениями, а сама система подвергается дезинтеграции и потере устойчивости, политическая власть перестает быть легитимной.

3. Особенности политического процесса в постсоветской России

Политический процесс в современной России отражает своеобразие периода развития, на котором сейчас находится страна, особенности ее политической культуры, поэтому он во многом протекает не так, как в странах развитой демократии.
Прежде всего, нужно отметить гипертрофированную роль политики в жизни российского общества в целом при относительно слабой самостоятельности других сфер – экономики, духовной сферы. Поэтому режим и направленность политического процесса всегда в решающей степени определяли судьбу общества, в том числе и в постсоветский период. «Сбои» в политическом процессе вызвали и экономический кризис, и резкое падение уровня жизни населения, его нравственную деградацию. Оздоровление российского общества в последнее время также во многом связано со сдвигами к лучшему в политическом процессе.
Политический процесс до настоящего времени остается слабо структурированным. При обилии политических партий они еще не играют должной роли в артикуляции, агрегировании, представительстве интересов. Не сложились и сами группы интересов: отсутствие адекватного отражения представителями различных социально-профессиональных групп своих интересов мешает складыванию социальных групп как политических субъектов. Какое-то исключение составляют лишь группировки крупного российского бизнеса.
Политический процесс в России всегда носил и носит до сих пор вертикально организованный характер, когда решающую роль играет государство, взаимодействующее напрямую с населением. Причем связь обычно носит односторонний характер: информация и требования идут сверху вниз. Роль остальных субъектов политики была и есть незначительна. До сих пор в политическом процессе явно выражен этатистский стиль, когда инициатива государства определяет не только политический процесс, но и все остальное в обществе. Попытки некоторых корпораций, «олигархов» играть самостоятельную роль потерпели крах.
Вся политическая власть концентрируется на самом верху – у президента и его администрации. Влияние федерального собрания, судебных инстанций незначительно. Ошибки верховной президентской власти ничем не компенсируются. Это было и раньше: слабость царской власти породила революции начала XX века, слабое лидерство в лице М.Горбачева привело к распаду Советского Союза.
В политической системе еще не сложилась эффективная коммуникация между субъектами политического процесса. Формально свободные электронные СМИ подчинены государству или действуют в интересах олигархических группировок. Немногие печатные издания, пытающиеся артикулировать интересы тех или иных групп населения, выходят небольшими тиражами и оказывают крайне слабое влияние на формирование общественного мнения, отсутствует реальная возможность наладить через них диалог между государством и группами населения с их специфическими интересами
Политический процесс начала постсоветского периода отличался противоположностью в оценках настоящего и перспектив будущего со стороны различных субъектов политического процесса, отсутствием какого-либо консенсуса. Лишь в последнее время повышается легитимность политической власти и сближение позиций различных групп политической элиты и населения по поводу целей политики. В силу этого действия оппозиции в значительной мере утратили свой первоначально революционный характер. Уже нет заявлений об «антинародном режиме» и т.п., дискуссия между правящей политической элитой и контрэлитой носит в значительной мере конструктивный характер.
Положительной тенденцией современного политического процесса в России является то, что он приобретает все более открытый характер, повышается его стабильность и предсказуемость, что в значительной мере связано со стилем руководства действующего президента и достаточно благополучной социально-экономической ситуацией в стране.
Следует, однако, отметить, что до сих пор политический процесс в России нельзя отнести к технократическому типу, когда решающую роль играют демократические процедуры. Это связано как с недостаточно развитой политической культурой населения, так и со сложными условиями его повседневного существования, породившими разочарование в самой демократии как политическом режиме. Попытки придать процессу идеократический характер, традиционный для российского общества, были связаны с поисками национальной идеи России, не имевшими до сегодняшнего дня позитивного результата. Рост популярности президента В. Путина ведет к привнесению в политический процесс харизматического начала, что, возможно, будет содействовать интеграции его субъектов, хотя наращивание в политическом процессе технологического (процедурного) начала должно быть в идеале преобладающей тенденцией.
Режим политического процесса в современной России также постепенно меняется. Если по отношению к стране в целом мы можем говорить о переходе от режима упадка к режиму функционирования, то применительно к Белгородской области, одному из самых благополучных регионов России, можно говорить о переходе от режима функционирования к режиму развития.

 
Форум » Тестовый раздел » Политология » 11. Политическое развитие и политические процессы
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: