Сессия

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » Политология » 13. Мировая политика и международные отношения
13. Мировая политика и международные отношения
PaveLДата: Среда, 24.12.2008, 23:17 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
Тема 13. МИРОВАЯ ПОЛИТИКА
И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

1. Международные отношения и внешняя политика

Часто понятия «международные отношения», «мировая политика», «внешняя политика» используются как нечто тождественное, однако у каждого из них есть особый смысл. Наиболее широкий смысл у понятия «международные отношения».
Международные отношения – это совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, военных, культурных и иных связей (отношений, контактов) между различными субъектами, представляющими разные страны. Всего сейчас насчитывается более 200 стран. В качестве этих субъектов выступают как государства (правительства), так и негосударственные организации и отдельные люди.
Понятия «мировая политика», «международная политика», «внешняя политика» характеризуют политические аспекты международных отношений. Причем эти понятия по-разному трактуются в науке. Начинает, однако, преобладать мнение, что понятие «международная политика» характеризует взаимодействие различных государств, в то время когда понятие «мировая политика» характеризует мир в целом с точки зрения взаимодействия не только государств, но и других субъектов политики, действующих на международной арене – международных организаций, транснациональных корпораций, отдельных регионов той или иной страны и т.д. В мировой политике также происходит подчинение одних субъектов международных отношений другим, т.е. проявляется власть, ее завоевание и сохранение. А другие, более слабые субъекты международных отношений выступают как объекты власти, как объекты внешней политики.
Понятие «внешняя политика» характеризует деятельность отдельной страны по реализации своего интереса в системе международных отношений.
Внешняя политика несет в себе ряд функций:
1. Охранительная – обеспечение безопасности страны в целом и отдельных граждан за ее пределами. Прежде всего это задача вооруженных сил. Важно также своевременно выявлять и предупреждать возможные угрозы. Здесь велика роль посольств, консульств, внешней разведки.
2. Экономическая – обеспечение развития экономического потенциала страны за счет выгодного разделения труда, обеспечения рынка сбыта продукции, привлечения инвестиций в отечественную экономику и т.п.
3. Информационно-представительская – создание положительного имиджа страны в мировом сообществе. Это достигается через культурные и научные обмены, посредством деятельности СМИ (теле- и радиовещание), через переговоры, заключение договоров и др.
4. Регулирующая – создание благоприятных для страны внешнеполитических условий, обеспечение равновесия и стабильности в сфере мировой политики. Примером деятельности в этом направлении является участие России в разрешении международных конфликтов (между Израилем и Палестиной, Азербайджаном и Арменией и др.).
Внешнеполитическая деятельность как деятельность по достижению определенных целей осуществляется с использованием ряда средств.
1. Политические средства. Это, прежде всего, дипломатия. К ней относятся переговоры, визиты, встречи, конференции, подготовка и заключение договоров, участие в работе международных организаций и т.п.
2. Экономические средства. Здесь подразумевается использование экономического потенциала страны с целью влияния на деятельность субъектов международных отношений. Внешнеполитическими экономическими акциями являются оказание экономической помощи, закрытие или, наоборот, открытие рынка сбыта продукции, предоставление льготного кредита и т.п. Государство, обладающее сильной экономикой, занимает прочное положение на международной арене.
3. Военные средства. Сюда принято относить вооруженные силы. Они могут быть использованы прямым образом – война, интервенция, блокада или косвенным – испытание новых видов вооружения, угроза применения силы и др.
4. Пропагандистские средства. Это весь арсенал СМИ, а также духовно-культурный потенциал страны, используемые для укрепления авторитета страны на международной арене, для морального разложения противника и т.п. Это, как выразился американский исследователь Дж. Най, «мягкая мощь» (soft power). «Мягкая мощь», в отличие от жесткой – военной, политической может опираться на использование привлекательного образа, внедряемого средствами массовой культуры. По мнению Ная, «страна может достичь желаемых результатов в мировой политике вследствие того, что другие страны хотят следовать по ее пути, подражать ей, восхищаться ее ценностями, имитировать ее пример, стремиться достичь ее уровня процветания и открытости. Это обстоятельство столь же важно для достижения целей в мировой политике, как и использование вооруженных сил или экономического давления»1.
Внешняя политика той или иной страны определяется ее внутренними задачами и внутренними возможностями. Активную и успешную внешнюю политику может проводить государство, осуществляющее достаточно эффективную внутреннюю политику, прежде всего в области экономики. На сегодняшний день возможности внешней политики России ограничены в силу кризисных явлений внутри страны, резкого сокращения ее экономического потенциала.
С другой стороны, решение внутренних задач предполагает выполнение задач внешней политики. Так, подъем российской экономики невозможен без включения России в систему международного разделения труда, без притока иностранных инвестиций, что требует активного взаимодействия как с отдельными государствами, так и с международными организациями, экономическими корпорациями.
2. Международные организации

Для осуществления международного сотрудничества, в том числе в международной политике, создаются различные межправительственные и неправительственные международные организации. Они имеют постоянные органы управления с определенными компетенцией, полномочиями и функциями. На начало 21-го века имелось 3 тыс. межправительственных организаций, их дополняло 20 тыс. разных неправительственных международных организаций, из которых примерно 2 тыс. имеют статус наблюдателя при ООН1.
Первой международной организацией, существующей доныне, явился Всемирный почтовый союз (ВПС). Он работает с 1875 года.
Международные организации создаются на разной основе с различными целями, охватывают самые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической, политической, культурной, национальных областях, имеют определенные особенности и специфику. В качестве примеров различных международных организаций можно привести:
- региональные организации, такие как Союз Независимых Государств (СНГ), Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Организация Исламская Конференция (ОИК) и т.д.;
- организации экономического характера, например: Международная Торговая Палата (МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Всемирная Торговая Организация (ВТО), Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР);
- организации в области отдельных областей мирового хозяйства, например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и др.;
- профессиональные организации: Международная Организация Журналистов (МОЖ), Международная Ассоциация Политических Наук (МАПН), Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);
- демографические организации: Международная Демократическая Федерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ), Всемирная Федерация Демократической Молодежи (ВФДМ);
- организации в области культура и спорта: Международный Олимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных наций по вопросам Образования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);
- военные организации: Организация Северо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности (АНЗЮС);
- профсоюзные организации: Международная Конфедерация Свободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);
- организации в поддержку мира и солидарности: Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Организация Солидарности Народов Стран Азии и Африки (ОСНАА) и др.;
- религиозные организации: Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК) и др.;
- экологические организации: Гринпис и др.;
- Международный Красный Крест (МКК) – организация, целью которой является помощь военнопленным, другим жертвам войны, катастроф, стихийных бедствий.
Самую значительную роль в системе международных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Её членами является около 190 государств, т. е. около 80% всех стран, что свидетельствует об ее универсальности. ООН в значительной мере определяла политический климат на планете во второй половине 20-го века. Очень важна в мировой политике роль такого структурного подразделения ООН, как Совет Безопасности ООН.
На сегодняшний день одной из главных задач внешней политики России является вступление ее в ВТО (Всемирную Торговую Организацию), что откроет для России внутренние рынки многих стран. С другой стороны, это создает определенную угрозу для отечественных производителей, вынужденных конкурировать с иностранными производителями, которые получат облегченный доступ вследствие снижения таможенных пошлин на российский рынок. По поводу общего баланса положительных и отрицательных последствий вступления в ВТО идут сейчас оживленные дискуссии. Условия вступления России в ВТО являются предметом многолетних переговоров.
Другая международная организация, с которой сейчас активно взаимодействует Россия и существенным образом перестраивает с ней систему своих отношений, это НАТО. Перестраивает свои отношения Россия и с другими международными организациями, что связано с изменениями в мировом политическом процессе и с новым положением России в системе международных связей.
Велика роль международных организаций в решении таких глобальных проблем, как угроза ядерной войны, приближение экологической катастрофы, угрожающе быстрый рост населения планеты, опережающий рост ресурсов, преодоление отставания стран бедного Юга от богатого Севера и др.
В настоящее время важны объединенные усилия всех стран по борьбе с международным терроризмом, который представляет угрозу для всего человечества. Если еще несколько лет назад Россия, борясь с его проявлениями, встречала непонимание Запада, то после терактов в сентябре 2001 г. в США большинство стран мира объединилось в своём стремлении покончить с терроризмом.

3. Геополитика

Существенный вклад в развитие теории международных отношений вносит геополитика как особая отрасль политического знания.
Первоначально геополитика формировалась в натуралистической парадигме, а точнее в русле географического детерминизма, когда реша-ющим фактором в развитии общества и в специфике его политики виделось его географическое положение, (ландшафт, климат, близость или удаленность от моря, размер территории, возможности для ведения сельского хозяйства и т.п.) К представителям географического детерминизма можно отнести французского мыслителя Ш.Л. Монтескье, английского историка Г. Бокля, русского ученого Л.И. Мечникова.
Геополитика как разновидность географического детерминизма появилась в конце XIX 19 – начале XX-го веков. Представители этой политической школы пытались в географических особенностях разных стран найти некие «тайные пружины» международных отношений, внешней политики отдельных стран. Причем эта зависимость политики страны от ее географического положения виделась достаточно сильной: география страны рассматривалась как ее судьба.
Термин «геополитика» введен в науку шведским ученым Р. Челленом (1864 – 1922). Этим названием он обозначал доктрину, рассматривающую государство как «географический организм или пространственный феномен». Немецкий исследователь Ф. Ратцель (1844 – 1904) также видел в государстве некий биологический организм, действующий в соответствии с биологическими законами, подобно дереву укорененный в землю. В ходе естественного роста этому организму требуется новая территория, необходимо расширение жизненного пространства. Он считал, что основные экономические и политические проблемы Германии вызваны слишком тесными границами, стесняющими ее развитие. Тем самым он оправдывал будущие войны, исходящие с немецкой территории, как проявление естественных законов выживания и развития государственного организма. Сходные идеи высказывал другой немецкий геополитик К. Хаусхофер (1869-1946). Главной движущей силой государства он считал обеспечение и расширение жизненного пространства. Завоевывая себе новое пространство, государство завоевывает себе свободу и подлинное величие. Важным способом территориального расширения он считал поглощение более мелких государств. В этом проявлялся социал-дарвинизм его воззрений. Восток он рассматривал как главное направление германской экспансии. В Востоке он видел жизненное пространство, дарованное Германии самой судьбой. Идеи К. Хаусхофера были созвучны с агрессивной политикой германского национал-социализма, оправдывали ее. Одним из важных моментов для интеграции пространства должно быть наличие у центра интеграции некой панидеи (привлекательной и мобилизующей системы ценностей).
В рамках геополитики была высказана идея и о решающей роли в развитии страны ее морской силы. Это сделал американский генерал А. Мэхэн (1840 – 1914). Международная политика им и рядом других геополитиков виделась как борьба между морскими и сухопутными державами. Англичанин Х.Д. Макиндер (1861 – 1947) видел решающее значение для господства над миром во власти над серединной землей «хартлендом», куда он относил, прежде всего, Евразию.
Довольно оригинальной была концепция русской геополитической школы евразийства. Основателями евразийства были культуролог и лингвист Н.С. Трубецкой (1890 – 1938), географ и экономист П.Н. Савицкий (1895 –1969) и др.
Евразийцы считали, что культура и жизнь народа определяется географической средой. Именно в ней они искали истоки самобытности различных стран и народов, в том числе и причины своеобразия России. Политическая власть в евразийском государстве всегда была авторитарной. Сухопутное могущество континентальной Евразии, полагали евразийцы, не могло быть обеспечено либерально-демократическими формами правления, характерными для океанической цивилизации Запада, а только авторитарной идеократией (доминирование идеи), т.е. формами нелиберального правления.
На сегодняшний день большинство исследователей считает устаревшими представления о том, что геополитика как наука содержит некие константы (о жизненном пространстве, о борьбе сухопутных и морских держав и др.), на основе которых можно объяснять действительность. В настоящее время возрастает роль экономического и социально-культурного начал. Но, тем не менее, роль географического фактора остается, хотя она с развитием общества уменьшается: чем более развито общество, тем более оно независимо от особенностей природной среды, в которой существует. По мнению ряда исследователей, влияние географического фактора и должна изучать геополитика. Они дают следующее определение этого научного направления. Геополитика – концепция, отражающая зависимость и связь политики государства с его географическим положением – климатом, природными ресурсами, территорией и т. д. Предметом геополитики, на их взгляд, является влияние социально-значимого пространства на политику.
Географический фактор в значительной мере повлиял на становление России как особого государства с особой историей, влияет и на специфику развития современной России, ее внутреннюю и внешнюю политику.
В качестве примера можно назвать климатические особенности России, точнее низкую зимнюю температуру. Эта низкая температура делает необходимыми дополнительные расходы как для поддержания жизни населения страны (обогрев помещений, теплая одежда), так и для производства продукции. Поэтому при всех прочих равных условиях продукция российских предприятий будет заведомо более дорогой и поэтому неконкурентоспособной. Здесь Россию выручает наличие больших запасов энергоносителей – газа и нефти. Одним из условий вступления России в ВТО ставится повышение внутренних цен на энергоносители до мировых. Россия не может пойти на эти условия, ибо в данном случае это бы означало крах многих отраслей отечественного производства, продукция которых была бы вытеснена более дешевыми зарубежными товарами.
Исследователи, оценивая нынешнее географическое положение России с точки зрения его влияния на политику, отмечают, что с распадом социалистического лагеря и СССР ситуация ухудшилась. Россия оказалась оттеснена в северную и северо-восточную часть Евразии, потеряла многие удобные выходы к мировому океану, оказалась отделена целым рядом суверенных государств от Западной и Центральной Европы, срединной Азии. Оценивая нынешнее географическое положение России, они видят различные варианты использования возможностей, предлагаемых ее нынешним пространственным расположением. Одни, видя ее близость к Европе, делают акцент на интеграции с другими европейскими странами, другие наиболее перспективным считают тихоокеанский вектор ее международных отношений. Большинство же считают, что Россия должна быть своеобразным мостом между Востоком и Западом и использовать тем самым преимущества своего серединного положения.
На сегодняшний день существует и расширенное понимание геополитики, как науки, изучающей наиболее общие вопросы международных отношений, внешней политики. Здесь «гео» понимается как планета Земля и отдельная страна видится как часть планетарной политической системы. Именно эти общие вопросы политики и место России в это планетарной политической системе и будут рассмотрены в последующих разделах.

4. Особенности мирового политического процесса
За последние полтора десятилетия мировой политический процесс существенным образом изменился. Ещё в недавнем прошлом человечество было поделено на три части. Речь шла о трёх мирах: первый – мир развитого капитализма, куда относились все страны Запада. Второй – мир социализма. Лидером этого второго мира был Советский Союз, ядром которого являлась Россия. Третий мир – это развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки, многие из которых еще недавно были колониями стран первого мира. В основе деления человечества на три мира лежали идеологические признаки. В этих условиях СССР проводил самостоятельную независимую политику, которая в значительной мере состояла в противостоянии первому миру, миру идеологического противника, системе капитализма. В политическом отношении мир был двухполюсным, страны третьего мира придерживались ориентации на один из двух полюсов: в третьем мире было около двух десятков стран социалистической ориентации. Взаимодействие этих двух полюсов определяло всю динамику международных отношений и протекание мирового политического процесса. Они взаимно уравновешивали и сдерживали друг друга, что придавало мировому политическому процессу стабильный предсказуемый характер.
В начале 90-х годов система социализма перестала существовать и конфигурация человечества существенно изменилась. Мир, по существу, стал однополюсным, когда единственным полюсом силы является объединившийся Запад – США и его союзники, другие индустриально развитые страны. Запад в своей политике не имеет в настоящее время каких-либо существенных ограничителей, что позволяет ему действовать исходя только из собственных интересов, не считаясь с интересами других стран, исходя из своих представлений о мировом порядке. Так, Запад полагает возможным вмешиваться во внутренние дела других стран под предлогом защиты прав человека. Примером этого являлась позиция Запада по отношению действий России в Чечне. Теряет свое значение контроль мирового сообщества в лице ООН, что показали акции НАТО в Югославии, вторжение США в Ирак, что было сделано без одобрения со стороны ООН.
Переход к однополюсному миру привел к нарастанию конфликтности во взаимоотношениях между странами и нестабильности в международных отношениях. Это связано не только с бесконтрольностью действий Запада, но и непредсказуемой реакцией населения других стран мира, которые раньше согласовывали свои действия с одним из двух полюсов политической силы.
Некоторые исследователи видят причину всплеска международного терроризма в том, что население бедных стран видит причину своих бедствий – отсталости, нищеты, отсутствия перспективы на достойную жизнь – в эгоизме богатых стран. Это вызывает у наиболее активной, склонной к экстремизму части населения бедных стран неадекватную реакцию в виде террористических актов. Поэтому искоренение терроризма предполагает не только разрушение баз терроризма, но и помощь богатых стран бедным, ликвидацию зон нищеты. Свою безопасность Запад может обеспечить только при учете интересов населения других стран. Военного насилия здесь недостаточно.
Пока же система международных отношений построена в интересах Запада, что позволяет богатым странам использовать природные, финансовые, людские и др. ресурсы бедных стран в своих собственных интересах, нанося ущерб бедным странам. По данным ООН, в 90-х гг. богатые страны потребляли непропорционально большую часть мировых ресурсов: около 70% мировой электроэнергии и металлов, 60% продовольствия. С 1960 по 1989 гг. богатые страны с 20% населения планеты увеличили свою долю в мировом ВНП с 70,2% до 82,75. А самые бедные страны с 20% населения снизили свою долю с 2,3% до 1,45%. И этот разрыв не уменьшается. Свои экономические интересы Запад защищает в политических акциях, навязывая свою волю остальной части планеты. Подобный диктат силы вызывает протест других стран. Россия также выступает против однополюсного устройства мира, отстаивая идею его многополюсного устройства. С этой целью она активно взаимодействует с такими влиятельными странами незападного мира, как Китай и Индия.
Важной проблемой в мировой политике остается проблема разоружения, несмотря на то, что противостояние двух ядерных сверхдержав – СССР и США – ушло в прошлое. Россия, как и большинство стран мира, выступает за нераспространение ядерного оружия и сокращение его имеющихся запасов, поэтому руководство страны не одобрило выход США из договора ПРО (противоракетная оборона), справедливо полагая, что это вызовет у других стран стремление к наращиванию ядерных запасов. Для России попытки США укрепить свою противоракетную оборону не представляют опасности, ибо у России достаточный ракетный потенциал, чтобы прорвать любую систему противоракетной обороны.
Политическое руководство России не считает сейчас возможным отказаться от ядерного оружия. В условиях экономического спада у России уменьшились возможности поддерживать обычные вооруженные силы. Сейчас расходы на армию примерно в 5 раз меньше, нежели в советский период. Военный бюджет России более чем в 20 раз меньше бюджета США. В расчете на одного военнослужащего в России тратится средств в 50 раз меньше чем в США – это касается и вооружения и вещевого довольствия, условий проживания, зарплаты и т.п. В нынешних вооруженных силах России – устаревшая техника и недостаточно обученный контингент. Армия не в состоянии решать сколько-нибудь масштабные задачи. На западном направлении у России в 10 раз меньше развернутых дивизий, чем у бока НАТО. На Дальнем Востоке соотношение еще более неблагоприятное. В этих условиях ядерный щит России, созданный в советский период, единственно реальный заслон от угрозы внешнего нападения.
В целом разоружение, сокращение военных расходов способствовало бы решению многих острых проблем. Сейчас в мире на каждого солдата расходуется в 60 раз больше средств, чем на образование одного ребенка. На военные нужды ежегодно тратится примерно десятая часть ценнейших видов используемого сырья, более 5% потребляемой нефти, более 1 триллиона долл. США. Рост военных расходов разоряет человечество. Особо велико бремя военных расходов для развивающихся стран, где они растут в два раза быстрее, чем экономика этих стран. Доля военных расходов в ВВП африканских государств колеблется в интервале от 5 до 44 процентов, тогда как в Европе не превосходит 2,3 процента . Это становится непреодолимым препятствием на пути развития этих стран, преодоления отставания от индустриально развитых стран. Однако реальное разоружение возможно лишь в том случае, когда будет в значительной мере уменьшена угроза внешней агрессии. Это требует создание атмосферы взаимного доверия между странами, что является целью мирового сообщества.

5. Национальные интересы современной России
и внешняя политика

Во внешней политике находят выражение национальные интересы. Они определяют конкретные цели данного государства в отношении других государств и возможные пути их достижения.
К сфере национальных интересов обычно относят:
1) сохранение нации в качестве свободного и независимого государства;
2) безопасность от угрозы извне;
3) рост национального благосостояния;
4) защиту экономических и политических позиций государства на международной арене;
5) расширение его влияния в мировой политике.
Возможности реализации национальных интересов России во взаимоотношениях с другими странами, во внешней политике определяются ее внутренним состоянием и положением в системе международных отношений.
За последние десять лет Россия утратила многие позиции, делавшие ее великой державой.
По доле высокотехнологической продукции в экспорте Россия занимает 50-55-е место в мире (7,5% против 90-93% Японии). За последнее десятилетие РФ снизила свою долю в секторе мировой наукоемкой продукции примерно в восемь раз. Наше отставание в этой области от США увеличилось с четырех раз в 1992 году до 38 раз в 2000 г. Если постиндустриальные страны экспортируют возобновляемые информационные продукты, то Россия экспортирует 90% производимого ею алюминия, 80% меди, 72% минеральных удобрений, 43% сырой нефти и 36% газа. Экспорт продукции несырьедобывающих отраслей крайне незначителен. Это приводит к деградации трудовых ресурсов: если в США неквалифицированные работники составляют не более 2,5%, то в России их доля не опускалась ниже 25%. Доля производственных отраслей, не способных производить конкурентоспособную продукцию, составляет от более 30% в машиностроении до более 40% в легкой промышленности, в целом по промышленности – 30,6% . Уровень затрат на финансирование научной сферы сократился в 1997 г. по сравнению с 1990 в 7 раз. Доля расходов на НИОКР (научно-исследовательские и конструкторские разработки) составила 0,32% ВВП при пороговом значении этого показателя 2%. Россия утрачивает способность создавать новейшие информационные технологии и продукты. Россия занимает лишь 23-е место по объему ВНП. ВНП (по паритету покупательной стоимости) России на душу населения в 1999 г. составлял около 7 тыс. долл., т.е. 21,9% от показателя США Доля России в мировом ВВП в 2000г. составляла 2,5% (США – 22%, Японии – 7,3%, Индии – 4,6%) . Производительность труда в промышленном секторе составляет 20% от существующей в США, а в сельском хозяйстве остается на уровне 1,2% от максимального, достигнутого в Нидерландах. Если по производительности труда мы отстаем от США в 5-6 раз, то по уровню заработной платы в 15-25 .
К середине 1990-х годов продолжительность жизни мужского населения снизилась до 58 лет. Началась депопуляция. К середине ХХI века население может сократиться до 80 млн. Обладая в два раза большим, чем Россия, населением, США расходует на образование больше в 60 раз, а на здравоохранение – в 140 раз, чем Россия .
Однако в России сохранились некоторые признаки великой державы: территория России более 17 млн. кв. км (для сравнения: Канады – около 10 млн., Китая – 9,6 млн. кв. км). Ее природно-ресурсный потенциал составляет 21% мировых запасов. Потенциал разведанных полезных ископаемых по стоимости равен 28,6 трлн. долларов. Весь объем прогнозных запасов оценивается в 140 трлн. долл. США и Канада отстают от России по природному капиталу на душу населения в 10, а Западная Европа в 27 раз. Россия обеспечивает свыше 10% мировой добычи нефти, 30 – газа, 10 – каменного угля, 14 – товарной железной руды, 10-15% – цветных и редких металлов. Страна продолжает сохранять неплохие позиции в производстве: чугуна (40,1 млн. т) – 4-е место в мире; стали (51,5 млн. т) – 5-е место; угля (249 млн. т) – 5-е место в мире. По протяженности железных дорог Россия занимает второе место после США, а по степени их электрификации – первое место в мире. Учитывая, что ей принадлежит второе место в мире по количеству судов и четвертое – по тоннажу перевозок грузов, она остается великой морской державой. Россия сохранила от бывшего СССР около 60% военного потенциала и занимает первое место в мире по ядерному потенциалу (55% всего ядерного оружия, в США – 40%). В ней сосредоточено 20-25% обычных видов вооружений . Многие исследователи при описании современного мира предлагают следующую концепцию. Все страны и регионы делятся на три части, исходя из уровня экономического развития – на центр, полупериферию и периферию. Центр представлен странами Запада. Периферию составляют страны с низким уровнем развития, полупериферию – страны со средним уровнем развития. Центр определяет развитие всей мировой системы и использует ресурсы периферии и полупериферии. Центр сосредотачивает в себе информационное ресурсы и производство, основанное на высоких технологиях. Страны периферии и полупериферии заняты добычей сырья и ее первичной переработкой, в них концентрируется традиционное производство, загрязняющее окружающую среду. Страны полупериферии и периферии стремятся попасть в центр, но мало кому удается это сделать в силу того, что все роли в этой мировой системе поделены и Запад-Центр стремится сохранить в ней свое привилегированное положение.
Россия в настоящее время находится в полупериферии, причем есть угроза оттеснения ее в периферию. Национальным интересам России отвечает как минимум упрочение своего места в полупериферии и как максимум занятие места в мировом центре.
В условиях глобализации, которая представляет собой универсализацию всех сторон жизни в разных странах, нарастающую интеграцию всех регионов планеты, создание общемирового рынка, относительно слабая российская экономика не выдерживает конкуренции с экономиками индустриально развитых стран. Это касается таких ее отраслей, как электронная, машиностроение, легкая промышленность и др. Кроме этого капитал из России утекает в страны более безопасные в экономическом отношении, туда, где ожидается получение большей прибыли. Однако это не значит, что Россия должна проводить политику изоляции, автаркии. Изоляция означала бы для России дальнейшее отставание от всего остального мира.
Неоправданной является и политика безоговорочного соглашения с Западом, характерная для первой половины 90-х годов, когда в политической элите России доминировала слепая вера в бескорыстную готовность Запада помогать России. Объективно интересам Запада соответствует превращение России в свой сырьевой придаток, сохранение ее в полупериферии. Задача же политического руководства России состоит в том, чтобы отстаивать свои национальные интересы, прокладывать себе дорогу в сообщество индустриально развитых стран, в чем-то противодействуя Западу, поступая вопреки его интересам. Но это не должна быть политика конфронтации с Западом. Проведение подобной политики не соответствует ни интересам, ни возможностям России. Здесь должен соблюдаться баланс интересов, достигаться разумный компромисс между Россией и индустриально развитыми странами.
В исторически обозримое время Россия будет продолжать продавать в индустриально развитые страны в основном сырье и продукты первичной обработки. В страны периферии и полупериферии она может экспортировать продукцию обрабатывающей промышленности, постепенно наращивая долю наукоёмкой продукции. Это будет содействовать продвижению России в сообщество индустриально развитых стран, в экономический мировой Центр, в силу чего сохранение и упрочение отношений со странами, которые могут представлять перспективные рынки сбыта промышленной продукции России, крайне важно для неё. К этим странам относятся Китай, Индия, Иран, Ирак, Бразилия и др.
Особым направлением внешней политики России является взаимоотношение со странами СНГ. Экономика России до сих пор тесно связана с экономикой этих стран. Перспективы отношений со странами СНГ во многом будут определяться возможностями экономической помощи этим странам со стороны России. Усиление стремления стран СНГ к интеграции с Россией будет прямо пропорционально увеличению экономической мощи России.
Укрепление экономики России будет способствовать росту ее авторитета на международной арене в целом и расширению ее возможностей влиять на ход мировой политики.
Нельзя отрицать наличие у России внешних угроз, но самую большую опасность для нее представляют угрозы внутренние. Это неспособность страны к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного фактора, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение устанавливать оптимальный баланс интересов различных социальных групп и разрешать социальные противоречия и конфликты. Избавление России от этих внутренних угроз будет содействовать решению многих задач и внешней политики. В первую очередь результаты внутренней политики определят, какую роль будет играть Россия в международном сообществе в будущем. Это может быть и возвращение к статусу мировой сверхдержавы, и сохранение нынешнего статуса крупного государства регионального значения, и превращение в бедную, деградирующую страну, не играющую какой-либо заметной роли в мировой политике, зависящую от воли других стран.

6. Проблема политических прав и свобод в современном мире

Права человека – это совокупность норм и принципов, которые закрепляют систему политических отношений, гарантирующих предоставление индивиду определенных свобод и социальных благ.
Формирование отношения людей к себе как к полноценным гражданам, требующим уважения их прав и достоинства, является общемировым процессом.
«Вирджинский билль о правах» (1776 г.) и «Декларация прав человека и гражданина» (1789 г.) были первыми политико-правовыми документами, заявившими о неотчуждаемых правах человека, к которым относились равное право на свободу, на наслаждение жизнью, на собственность, на стремление к счастью и безопасности, на борьбу против угнетения. В настоящее время права человека зафиксированы в ряде международных и государственных документов. Это прежде всего «Всеобщая Декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она является 1-й частью «Международного билля о правах человека», принятого в 1966 году. Существует множество общемировых и региональных документов, касающихся прав в какой-либо отдельной сфере (например, трудовой) или применительно к отдельным группам людей (женщинам, инвалидам, беженцам и т.п.).
В Конституции Российской Федерации правам человека посвящена
2-я глава (статьи 17-64). Её название – «Права и свободы человека и гражданина». Во 2-й статье Конституции РФ заявляется, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».
Классификация прав человека проводится по разным основаниям. Так выделяются существенные и несущественные права, права человека и права гражданина, негативные и позитивные права и др. Наиболее часто используется типология прав человека, где права человека подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные, культурные и экологические.
Гражданские права – это права на жизнь, свободу, равенство, личную неприкосновенность; свобода от рабства, пыток, свобода от произвольного вмешательства в личную жизнь, свобода передвижения и выбора места жительства и т.п.
Политические права. Они определяют отношения между личностью и властью. Это избира

 
Форум » Тестовый раздел » Политология » 13. Мировая политика и международные отношения
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: