Сессия

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Тестовый раздел » Политология » 7. Политические организации и движения
7. Политические организации и движения
PaveLДата: Среда, 24.12.2008, 23:11 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 214
Статус: Offline
Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДВИЖЕНИЯ

План

1. Социальные организации и их роль в обществе.
2. Политическая партия и ее роль в обществе.
3. Классификация политических партий.
4. Партийные системы.
5. Место и роль общественных организаций в политических системах.
6. Социальные движения в политической жизни общества.

1. Социальные организации и их роль в обществе

Социальная организация рассматривается в широком плане как процесс упорядочения и степень упорядоченности деятельности людей; в узком – как относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий.
Важнейшая функция организаций в обществе заключается в повышении упорядоченности действий его членов в жизненно важных для него сферах. Преобладающая часть населения участвует в той или иной социальной организации. Вся жизнь человека связана с организациями. Она начинается в такой организации как роддом и завершается в сопровождении какого-либо похоронного бюро.
Доминирующей в обществе формой являются деловые организации. Это формы и учреждения, которые либо возникают сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. (Например: в каком-либо микрорайоне управление образования города создаёт школу для решения задачи обучения населения соответствующего возраста.) Цели наёмных работников в этих организациях не всегда совпадают с целями владельцев или государства. Членство в них обеспечивает работников средствами к существованию. (Скажем, если целью такой организации как школа является обучение подрастающего поколения, социализация его, то целью работников школы является, прежде всего, добывание средств существования, получение зарплаты.) Основа внутреннего регулирования – это административный распорядок, принципы единоначалия, назначения, коммерческой целесообразности.
Вторым по значимости и распространенности видом организаций являются общественные объединения или общественные союзы. Это массовые организации, цели которых вырабатываются изнутри и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников. Членство в них даёт удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей. Регулирование обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т.е. зависимости руководства от руководимых. К таким организациям можно отнести политические партии, молодежные, женские организации, профессиональные союзы, творческие союзы, любительские объединения (городской клуб шахматистов, собаководов и т.п.).
В политической жизни общества наиболее значима роль таких общественных объединений как политические партии.

2. Политическая партия и ее роль в обществе

Термин «партия» происходит от латинского «pars», что означает часть.
Понятие «партия» уже использовалось в древнем (античном) мире для обозначения групп политических союзников, стремящихся к общей цели. Однако политическая партия в современном ее понимании возникла лишь в ХIХ веке, как следствие развития парламентаризма и расширения числа избирателей, когда встала задача мобилизации сторонников тех или иных идей, того или иного лидера для обеспечения победы на выборах. Первыми преуспели в создании партий сторонники либерализма (виги в Великобритании, прогрессивная партия Германии, бельгийская либеральная партия и др.). Немного позднее возникли массовые рабочие партии.
Обычно в истории становления политических партий выделяют 3 этапа:
1. Этап аристократических группировок;
2. Этап политических клубов (например, клуб якобинцев в XVIII).
3. Этап массовых политических партий.
Первые два этапа – это, по существу, предыстория политических партий.
В научной литературе сложились разные подходы к пониманию сущности политических партий, соответственно, существуют различные определения понятия «политическая партия».
– Идеологический подход – здесь партия понимается, прежде всего, как группа людей со сходным мировоззрением и общими политическими целями.
– Организационный подход заключается в рассмотрении политической партии как относительно автономного добровольного объединения людей, имеющего иерархическую структуру, ставящего перед собой цель овладения политической властью.
– Функциональный подход – здесь акцент делается на выполнении партией задач по мобилизации людей для обеспечения победы на выборах органов власти. Политическая партия рассматривается как своеобразная «электоральная машина».
– Социально-классовый подход – в данном случае партия рассматривается как объединение наиболее активных и сознательных представителей того или иного класса, как его авангард.
Сказанное выше позволяет дать следующее интегральное определение понятия «политическая партия»:
Политическая партия – организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти.
Главная специфическая особенность политической партии как общественного объединения – это открытая борьба за политическую власть. Другие общественные объединения (молодежные, женские, профессиональные, любительские и др. организации) не добиваются прямого контроля над политической, государственной властью.
Структура партии. Партия представляет собой совокупность разнокачественных групп людей. Среди них выделяют следующие группы:
а) лидеры;
б) партийная бюрократия;
в) «мозговой штаб», включающий в себя идеологов партии;
г) партийный актив;
д) рядовые члены партии.
Существенную роль в судьбе партии играет партийный электорат, сторонники партии, «сочувствующие» партийной программе и т.п.
Политическая партия является посредником между гражданским обществом (населением) и государством, при этом она выполняет ряд важных функций. Основные из них:
1. Представительская – партия представляет интересы той или иной части населения в выборных органах власти.
2. Теоретико-идеологическая – научное обоснование, оформление интересов населения в виде политических программ, доктрин и т.п.
Исследователи отмечают снижение роли этой функции партии, как и снижение роли идеологии в политической жизни в целом.
3. Организационно-мобилизационная:
– организация борьбы за государственную власть, ее завоевание, удержание;
– организация взаимоотношений с другими общественными объединениями (партиями, организациями, движениями).
Специалисты, отмечая падение значения идеологической функции партии, говорят о сохранении роли партии в процедуре формирования, передачи, осуществления власти. И это несмотря на то, что управление общества все в большей мере становится технологическим процессом при решающей роли СМИ.
4. Подготовка и выдвижение политических лидеров, кадров для госаппарата, средств массовой информации;
5. Просветительская – политическое образование, информирование членов партии и всего населения, формирование общественного мнения.
На сегодняшний день эта функция партии теряет свое значение для общества. Главным институтом политического просвещения являются СМИ.

3. Классификация политических партий

В настоящее время в мире существует несколько тысяч партий. Для изучения этого многообразия партий создано несколько классификаций (типологий) партий. Типология партий проводится по разным основаниям (критериям):
1. По социально-классовой сущности партии подразделяются на буржуазные, мелкобуржуазные, рабочие, крестьянские и т.п.
2. По идеологической направленности выделяются коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, националистические, конфессиональные, монархические, фашистские, анархистские и др. партии. При этом часто говорят о левых, правых и центристских партиях. Главный критерий, по которому они отличаются друг от друга, – это их взгляды на организацию экономической жизни общества. Левые партии – это партии, тяготеющие к общественной собственности, к уравнительности в распределении благ, к регулированию рынка со стороны государства (коммунистические, социал-демократические и т.п. партии). Правые партии – это партии, делающие ставку на частную собственность, на рыночное саморегулирование, выступающие против эгалитаризма в области экономики (либеральные, консервативные и др.).
3. По отношению к существующему строю, к социальным преобразованиям партии делятся на революционные, радикальные, прогрессивные, реформистские, реакционные.
4. По условиям деятельности выделяются легальные, полулегальные, нелегальные партии.
5. По месту в системе государственной власти партии делятся на правящие и оппозиционные.
6. В соответствии с характером членства выделяются кадровые и массовые партии. Кадровые партии отличаются немногочисленностью, рыхлостью. Эти партии ориентированы на победу на выборах и опираются, прежде всего, не на массы, а на партийный актив (демократы и республиканцы в США). Массовые партии стремятся вовлечь в свои ряды как можно больше членов, т.к. основной источник их финансирования – членские взносы. Для массовых партий характерно фиксированное членство, четкая структура, централизация. В России массовой партией является КПРФ.
7. По характеру своей деятельности партии подразделяются на парламентские и авангардные. Парламентские партии связывают свою борьбу за власть с выборами в представительные органы власти. Авангардные же партии не ограничиваются борьбой за депутатские мандаты. Они ведут большую работу вне стен парламента: на производстве, по месту жительства. Эти партии формируются на общей для ее членов мировоззренческой основе. Авангардные партии часто претендуют на обладание единственно верным учением, согласно которому они стремятся преобразовать общество.
8. В зависимости от роли идейного основания можно выделить следующие партии:
- доктринальные. Эти партии по существу создаются для практического воплощения той или иной идеи. Доктринальные партии подразделяются на идеологические (примером могут быть коммунистические, националистические партии) и религиозные. В России в качестве доктринальной партии можно назвать Российскую коммунистическую рабочую партию (РКРП);
- прагматические. В этих партиях идеология подчинена задачам решения актуальных проблем и может меняться в зависимости от ситуации. К такой партии можно отнести Аграрную партию России (АПР);
- харизматические. Деятельность этих партий целиком определяется харизматическим лидером партии, воплощением идей которого и занята партия. В России как харизматическую партию можно охарактеризовать ЛДПР, лидером которой является В.Жириновский.

4. Партийные системы

В большинстве современных стран действуют десятки партий, однако не все они приобщены к государственной власти. В зависимости от того, сколько партий допускается к управлению государственным аппаратом, выделяются однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.
Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Здесь нет политической конкуренции. Хотя при авторитарных режимах может существовать несколько партий, они при этом не играют существенной роли в политике: так было в свое время в ГДР (кроме правящей СЕПГ – Социалистической единой партии Германии – там было еще 4 партии), в ПНР действовали две партии при диктате Польской объединенной рабочей партии). В Китае в настоящее время наряду с Коммунистической партией Китая (КПК) существует еще 8 партий, не оказывающих заметного влияния на жизнь страны. Так при численности КПК 68 млн. членов партии, все остальные в совокупности представлены 600 тыс. членов. Руководство КПК лишь прислушивается эти партий через механизм политических консультаций, оставляя право принятия основных решений за собою.1 При тоталитарных режимах действует только одна партия, которая сращивается с государством.
Опыт существования однопартийных систем показал их неэффективность в долговременной исторической перспективе.
Двухпартийная система предполагает наличие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осуществлению. Когда одна из партий побеждает на выборах, другая становится в оппозицию, и так периодически они сменяют друг друга у власти. Бипартизм не исключает наличия других партий, которые, однако, не доходят до обладания государственной властью. Примером двухпартийной системы являются партийные системы США и Великобритании.
Особой разновидностью является система «двух партий с половиной». Так, в ФРГ две крупные конкурирующие партии для своей победы нуждаются в союзе с одной небольшой партией (раньше это были либералы, а в настоящее время их заменили «зеленые»).
Положительные стороны бипартийности: стабильность, простота в отражении и артикуляции интересов – населению предлагается на выбор два варианта решения социальных проблем. Отрицательные моменты: отстранение от власти небольших партий, выражающих интересы меньшинств.
Многопартийная система характеризуется наличием в стране нескольких политических партий, соревнующихся в борьбе за власть, ни одна из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осуществлять власть.
Выделяют следующие разновидности многопартийных систем:
– уклад многопартийной раздробленности (Дания, Бельгия);
– уклад партийных коалиций. Так, во Франции блоку правых партий противостоит блок левых сил;
– многопартийная система с доминирующей партией. Она характеризуется пребыванием у власти одной партии в силу неэффективности оппозиции. Так, в Японии с 1955 по 1993 гг. у власти пребывала либерально-демократическая партия. В Швеции в течение десятилетий у власти находится Социал-демократическая рабочая партия.
Многопартийная система позволяет учесть многообразие интересов, способствует более интенсивному обновлению политических элит. Но она не всегда, особенно при укладе партийной раздробленности, способствует политической стабильности.
Какая партийная система лучше? Это зависит от особенностей страны, от специфики социально-политической ситуации в ней.
Партийная система в России находится в процессе формирования. В 2000 году было зарегистрировано около 200 политических партий. После принятия в 2001 году закона о политических партиях, который определил более жесткие требования к политическим объединениям, стремящимся получить статус общероссийской партии, их осталось меньше. На июнь 2004 г. Министерством РФ зарегистрировано 47 . Имеют фракции в Государственной Думе Российской Федерации «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР. Роль партий в России сравнительно невелика. В значительной мере это связано с тем, что победившая партия не может проводить своей политики, ибо она не формирует правительство, она не определяет программу развитию страны. Не являются партии и необходимым институтом при выборе высшего государственного лица – президента. Партии по существу управляются из государственного аппарата и являются механизмом удержания власти теми, кто находится уже у власти.
К середине 2005 г. на территории Белгородской области свои региональные отделения имели более 30 общероссийских партий. Наиболее крупной является областная организация партии «Единая Россия» (более 6,5 тыс. членов, на конец 2004 г. в областной думе было 12 членов этой партии, а в местных советах – 89), КПРФ (около 5 тыс. членов). Достаточно представительными являются в области организации ЛДПР (1-1,5 тыс. членов), АПР – Аграрной партии России (более 1 тыс.). Заметную роль в политической жизни области играет «Яблоко». В январе 2005 г. после долгого перерыва в областной думе появились две партийные фракции – партии «Единая Россия» и Аграрной партии. В думе предыдущего созыва была фракция КПРФ.
Большинство политических партий России малочисленны и не имеют социальной базы. Новый закон о партиях (минимальная численность их состава поднимается до 10 тыс. до 50 тыс.) и новый порядок выборов в федеральные и представительные органы власти (выборы в ГД РФ только по партийным спискам при исключении возможности создавать избирательные блоки и повышение процентного барьера с 5% до 7%, не менее половины депутатов региональных законодательных собраний будут избираться от партий) ставят целью укрупнение партий и повышение их роли в политической жизни России.
Многие политологи и практические политики современной России считают, что оптимальной для России была бы двухпартийная политическая система. После выборов в декабре 2003 г. в Государственную Думу в России складывается скорее модель многопартийной системы с одной доминирующей партией, роль которой выполняет партия «Единая Россия».

5. Место и роль общественных организаций
в политических системах

Общественные организации – это добровольные объединения граждан на основе общности интересов, имеющие относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное индивидуальное или коллективное членство.
Для общественной организации характерно наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава. К общественным организациям можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (союз писателей, союз композиторов и др.), разнообразные добровольческие общества (научные, технические, культурно-просветительские и др.), землячества и т.п.
С учетом территориальных рамок их деятельности выделяют местные, региональные, общегосударственные, международные общественные организации.
Общественные организации не ставят своей целью завоевание и осуществление политической власти. Этим они отличаются от политических партий. Они занимаются политической деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для выполнения задач, лежащих в сферах, применительно к которым они созданы.
Степень воздействия разных общественных организаций на политические отношения различна. Общественные организации выступают как своеобразные группы интересов и группы давления. Они оказывают влияние на органы политической власти с целью принятия нужных им решений.
К функциям общественных организаций в политической системе относятся:
1) выявление потребностей и интересов членов объединения. Расплывчатые взгляды и мнения преобразуются в четко выраженные требования и программы, благодаря чему происходит артикуляция интересов членов организации, агрегация этих интересов. Общественные организации удовлетворяют потребности своих членов согласно своему профилю – будь то общество садоводов-любителей или городской шахматный клуб;
2) социальная интеграция и мобилизация;
3) политическая социализация (формирование у личности политических навыков, умений, ценностей);
4) репрезентативная функция. Общественные организации берут на себя задачу донесения требований своих членов до государственных органов, политических партий, политических элит. Это достигается следующими методами:
– непосредственное выдвижение своих кандидатов в состав представительных и исполнительных органов;
– поддержка, в том числе и финансовая, на выборах близких политических партий и кандидатов;
– участие в разработке, подготовке законодательных и других нормативных актов;
– участие в работе парламентских комиссий, комитетов и т.п.;
– организация пропагандистских кампаний в СМИ, сбор подписей за соответствующие требования;
– организация забастовок, митингов, демонстраций и т.п.
– лоббизм, т.е. воздействие на представителей законодательных органов власти с целью принятия желаемых законов и др.
В современной России наиболее влиятельными общественными организациями являются Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), Российский союз товаропроизводителей, Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата России.

6. Социальные движения в политической жизни общества

Социальные (общественные) движения – совокупная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющих четкой организационной структуры и фиксированного членства. Общественные движения отличаются массовостью, организационной и идейной аморфностью, нестабильностью ориентации и состава, нередко стихийностью и спонтанностью действий.
Типология общественных движений может проводиться по разным основаниям:
а) по целям и сферам: антивоенные, экологические, религиозные движения, движения в защиту прав потребителей, детей, семьи и др.;
б) по отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные;
в) по методам: насильственные и ненасильственные;
г) по субъекту, носителю движения, по социальной основе: классовые, межклассовые, женские, молодежные, этнические (национальные), профессиональные, культурные и т.п.
Не всегда можно провести грань между общественным движением и общественной организацией или политической партией. То или иное объединение людей, даже имея название «движение», по существу уже является общественной организацией и даже политической партией. Так, до недавнего времени «Яблоко» обозначало себя как общественно-политическое движение. Как правило, общественные движения по мере усиления организационных начал, упрочения структуры становятся основой для общественных организаций и политических партий. Так, экологические движения дали партии «зеленых», национальные – национально-демократические партии. Например, из движения «Народный Рух Украины» вышли одноименная партия (Народный Рух Украины), Республиканская партия Украины и др.
Функции общественных движений во многом совпадают с функциями общественных организаций. Общественные движения могут иметь разное отношение к политике. Некоторые из них ставят целью коренное изменение политической системы (революционные движения), другие же лишь стремятся в той или иной мере воздействовать на органы власти с целью принятия желаемых решений. Например, движение в ФРГ за законодательное разрешение абортов и движение в США за их законодательный запрет.
На сегодняшний день, как отмечают многие исследователи, роль общественных движений повышается. Это связано с тем, что граждански активные люди часто избегают формализации, иерархии, не хотят иметь каких-то формально зафиксированных обязанностей, быть подчиненным кому-то, являются сторонниками спонтанной активности (в зависимости от желания, настроения, наличия свободного времени и т.п.). Весьма заметным на сегодняшний день в мировой политике является движение антиглобалистов.
Примерами социальных движений в России являются движение «Моя семья», движение в поддержку армии (ДПА), Российское аграрное движение (РАД), многие экологические движения, (например, движение защитников озера Байкал) и др.

 
Форум » Тестовый раздел » Политология » 7. Политические организации и движения
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: